Здравствуйте.
Увяз обеими ногами и головой в своем студенчестве. Что забавно, больше всего помню не лекции, которые посещал исправно, а жизнь вне учебы: посиделки в общежитии, встречи с однокурсниками, шутки и смешные истории. И музыку. Её было много, особенно когда приобрел бэушный двухкассетник "Маяк" у африканского студента. Постоянно ошивался у торговых точек с кассетами, брал послушать у товарищей, записывал сборники на радио, где работал ведущим радиопрограмм. Первым, что услышал от Radiohead, была безбашенная песня Creep с дебютника Pablo Honey, совершенно изменившая привычные представления о рок-музыке. Но второй альбом The Bends так и остался любимым. Он выпущен 13 марта 1995 года.
Перед британской группой Radiohead тогда стояли две сложные задачи: побороть малоприятный статус «группы одного хита» и не стать жертвами «синдрома второго альбома», когда группы выдают мощный дебют, а потом сдуваются как воздушный шарик, болтающийся на телеграфных проводах.
Начинается пластинка с потусторонних звуков и размеренного ритма в песне Planet Telex. Кстати, именно в этой вещи мы впервые слышим у группы клавиши Джонни Гринвуда, принятого в группу последним и которому поначалу дозволялось лишь дуть в губную гармошку. Позже помимо гитары и клавишных он освоил ещё два-три десятка инструментов и занял место главного музыкального гения в коллективе.
Заглавная The Bends звучит в достаточно четкой брит-поповой направленности того времени.
Классно и почти радостно звучит High and Dry. Если опустить шикарное соло на гитаре, можно сказать, что это чистая акустика. Люблю её.
Несмотря на то, что я лично выбрал бы своим фаворитом другую песню (о ней дальше), главным хитом с альбома стала баллада Fake Plastic Trees, исполненная светлой грусти. В видеоклипе к ней участники группы катаются в тележках по супермаркету, полному странных персонажей. Можно сказать, этот клип воплощает в себе эстетику 90-х.
Вокалист Radiohead Том Йорк сказал, что Fake Plastic Trees была «продуктом шутки, которая не была такой уж шуткой, очень одинокий и пьяный вечер и некоторые срывы». Гитарист Эд О'Брайен описывал, что ранние попытки записать Fake Plastic Trees «звучали как песня November Rain от Guns N' Roses. Это было замечательно». Когда сессии записи альбома The Bends возобновились, продюсер Джон Леки убедил Йорка записать дубль песни. По словам гитариста Джонни Гринвуда, Йорк исполнил три дубля песни и после этого заплакал.
В The Bends группа много экспериментировала с музыкальным размером и аранжировками, пытаясь собрать воедино различные жанры. Музыканты примиряли свои вкусы и амбиции, пропуская через себя The Smiths, The Beatles, Talking Heads, Happy Mondays.... В итоге кажется, что эти пятеро нырнули кто куда и выплыли в одном месте - каждый со своим сокровищем. Альбом не зря назвали «Повороты» или «Изгибы».
В песне Bones я бы выделил глубокий бас Колина Гринвуда, старшего брата Джонни, и истеричный, почти женский фальцет Йорка.
Хотя на альбоме немало просто восхитительных и даже удивительных вещей, мне больше других нравится Nice Dream, плавная и романтичная. Но группе и в эту безмятежность удалось вплести визжащую гитару, как грозовую тучу, появившуюся на ясном небе.
Над The Bends музыканты работали долго и мучительно, постоянно меняя студии и записывая десятки вариантов одних и тех же песен — зачастую лишь для того, чтобы в итоге остановиться на первом дубле.
Одна из наиболее жестких песен здесь - ураганная Just, в которой Джонни Гринвуд показывает себя настоящим гитарным монстром. Just была написана Томом Йорком как соревнование с Гринвудом — кто из них создаст песню с наибольшим количеством аккордов. В 2007 году британский музыкальный журнал NME поместил ее под номером 34 в свой список «50 величайших Инди-гимнов».
Предполагаю, что Radiohead во время записи сами не представляли, где находятся. Их стиль не поддается четкой классификации. Тогда многие судорожно разыскивали в музыке группы «новый Сиэтл», намекая на город, подаривший миру гранж, или «новый бритпоп», а буквально через несколько месяцев после выхода The Bends пресса сформулировала термин «романтический модернизм». Впрочем, куда бы мы ни пытались запихнуть Radiohead, они вылезали из рамок той или иной своей гранью.
В гитарной секвенции, открывающей песню My Iron Lung, да и в построении композиции в целом, многие усматривают сходство с мотивами Nirvana. Йорка вообще поначалу называли преемником Кобейна, а саму группу — «британской Нирваной». По прошествии времени Radiohead стали группой, с которой уже стали сравнивать других.
После мощного взрыва в альбоме наступает передышка: космические звуки и гитарные переборы с голосом Тома, улетающим в небеса. Bullet Proof… I Wish I Was:
Частичка за частичкой, зуб за зубом -
Меня разрывает изнутри.
Каждый день, каждый час
Мне жаль, что я не пуленепробиваемый.
За ней в эфир постепенно затекает Black Star, звучащая как некий анти-гимн, написанный в честь этой самой черной звезды, разлучившей двух людей.
Хороша работа ударника Фила Селуэя в композиции Sulk, не правда ли?
Пара слов о гитаристе Эде О’Брайене. Журнал Rolling Stone поместил его на 60-е место в списке «100 величайших гитаристов всех времен».
Завершает пластинку Street Spirit (Fade Out), настоящий шедевр, ведомый незамысловатым, но неотразимым гитарным перебором. Аккорды и сама структура этой песни таковы, что любой другой коллектив наверняка врезал бы в припеве жесткача и попытался оглушить слушателя до припадка. Но Radiohead избежали этого и оставили в песне много воздуха. Ценность этой композиции — как раз в её сдержанности.
В одном из своих интервью Йорк сетовал на фанатов, воспринимающих Street Spirit слишком легко, добавляя при этом, что песня повествует на самом деле о «полной безысходности». Это настроение всё же несколько нивелируется последней строкой песни, которую повторяет Йорк — «Immerse your soul in love» («Погрузись душой в любовь»).
В финале - об обложке альбома. Над ней работал художник Стэнли Донвуд. Он пошёл в больницу с фотоаппаратом и снял на пленку учебный манекен с выражением лица, на котором застыла смесь сладострастного упоения и смертельной муки.
Том Йорк так написал об этой пластинке: «The Bends был невероятно личным альбомом... С тех пор люди постоянно обвиняют нас в том, что мы несчастные придурки. Мне всё равно».
Мой друг как-то сказал: «Radiohead - это сто оттенков грусти». Соглашусь. И пойду слушать Тhe Bends. До встречи.
Подписывайтесь, будет ещё много музыки и новостей. На разный вкус.
О других рок-альбомах и исполнителях читайте подборку Рок-музыка.