В конце XVIII века, после периода «отрешенного» и строгого классицизма, в художественном мире происходит своеобразное возвращение к античности в сентиментализме и романтизме. В отличии от классицизма, сентиментализм объявил доминантой человеческой природы чувство, а не разум. Но чувства эти часто больше поверхностные и наносные, чем истинные.
Секрет успеха Жана-Батиста Грёза
Жан-Батист Грёз — самый яркий представитель сентиментализма. Он был придворным художником Наполеона и много с ним путешествовал в начале карьеры.
Но наибольший успех он приобрел, создавая небольшие жанровые композиции, изображающие жизнь крестьян, сцены охоты, натюрморты и религиозные сюжеты в крайне сентиментальном, слащавом и прекрасном виде. Эти работы снискали большую популярность среди широкой публики.
К своим картинам Грёз писал длинные комментарии, где пояснял, кто есть кто и какая в работе мораль. Живопись становится у него просто иллюстрацией, но публика в восторге. Перед его картинами собирались толпы зрителей, размышляли и плакали над сюжетами. Игра на чувствах стала залогом успеха художника, ведь перед такими полотнами очень легко сопереживать персонажам. И простые ответы, конечно. Все мы хотим простых ответов, и Грёз дал их зрителям.
Обсудим несколько полотен
Сентиментализм порождает идею возвращения к простоте и природе по заветам Руссо. Он призывал восхищаться чувствительными сердцами и добродетелями простых крестьян.
В работе «Первая борозда» Грёз к этому и обращается. Полотно повествует о национальном обычае: когда крестьянскому юноше исполняется 18 лет, он получает право прорубить свою первую борозду. Этот момент мы и видим на картине — отец семейства передает плуг сыну, и рядом вся деревня радуется этому событию.
Будничная сцена крестьянской жизни разворачивается перед нами на манер античного фриза. И тут нет такой уж нарочитой слащавости. Грёз, судя по всему, пытался противопоставить простые радости крестьян жеманным и аристократическим манерам высшего общества. И зрители прониклись такой «простотой», работа имела большой успех.
Полотно «Сыновье благочестие» играет на чувствах ещё откровеннее. Но, надо отметить, что игра на чувствах — не была осознанным инструментом художника. Скорее, примитивное понимание воспитательной, морализаторской роли искусства привело Грёза к наивности, условности, сентиментальности.
На полотне мы видим старика, разбитого параличом. Вся семья трогательно ухаживает за ним, все сосредоточено на нем: зять подносит еду, сын укутывает одеялом, дочь прервала чтение и с нежностью смотрит на отца, супруга с любовной тревогой следит за больным, оторвавшись от работы. Дидро писал об этой картине: «Эта картина хороша, так хороша, и горе тому, кто хоть мгновение может рассматривать ее хладнокровно!». Он также отметил, что полотно стоило бы назвать «Награда за хорошее воспитание». Дидро вообще восхищался нравоучительностью работ Грёза и называл его творчество «моральной живописью».
Сентиментальные религиозные сюжеты тоже имели успех у публики. Например, полотно «Сладострастие». Согласно подписи, которую оставляет нам Грёз, венец указывает на то, что чувство на какое-то мгновение уравнивает нас с богами.
На полотне у девушки закатываются глаза, она получает своеобразную символическую благую весть в виде белого голубя, святого духа, который снизошел на неё. Мы видим тот самый момент уравнения с богами, момент блаженства, миловидная, нежная девушка расплывается в счастливой, очаровательной полуулыбке.
Во-первых, получается, что чувства девушки на картине понять действительно легко, раз даже сейчас, спустя столетия, находятся сопереживающие, которые могут прочувствовать и примерить её впечатление на себя. И да, надо признать, что поступление денег на карту может быть блаженством.
А во-вторых, такая усмешка над картиной показывает, что всё-таки такие чувства — это слегка сверх-, слегка чересчур. Сентиментализм немножко переигрывает в своем желании зацепить зрителя, произвести на него правильное впечатление. Но это работает! Работало тогда, и работает сейчас.
Если вам было интересно читать эту статью, приглашаю вас в мой Телеграм канал Скрипка Энгра. Там короткие посты об искусстве и интересные локации в Москве