Найти тему
Ай_ва

Уроки домоводства

Как ни странно это прозвучит, но готовить меня научили в школе на уроках домоводства. Всю жизнь с благодарностью вспоминаю свою учительницу. Именно она смогла привить любовь к кройке и шитью, научила разбираться в тканях, вкусно готовить из любых подручных ингредиентов и даже правильно давать интервью на камеру.

Замечу: эти слова написаны человеком, который больше всего в школе любил математику и химию, а русский язык не считал за предмет.

Изображение от pikisuperstar на Freepik
Изображение от pikisuperstar на Freepik

Так получилось, что мама моя не пекла и не шила. На сетования бабушки она смеялась и говорила: «Наступит время, когда это можно будет купить». И всю жизнь занималась любимым делом – лечила детей.

Она готовила простые блюда: варила щи, суп с фрикадельками, жарила котлеты и картошку, делала пельмени и творожную запеканку. Еда дома была всегда, только дочь-малоешка даже в начальной школе не знала, как называются молочные каши. А после уроков наливала суп в ковшик, грела на плите, переливала в тарелку, брала ложку и … вываливала все в унитаз. Это называлось «#япоела».

Ну а как еще? Врать не люблю и не могу, сидеть часами за столом и слушать про будущее тарелки на моей голове не хотелось. Приходилось выживать таким способом. Поэтому мыть полы, гладить, полоскать белье, ходить в магазин и мыть посуду я научилась рано, а вот готовить…

Да, я умела чистить картошку, даже очень и очень тонко – представляла себя участницей конкурса на самую длинную «очистку». Пельмени лепила быстрее всех и за всех. Могла снять накипь с мяса и варить два часа, как велели. Зато потом очень удивлялась, что подружка проверяет готовность мяса вилкой – в моей голове прочно засело только время варки.

Мне на всю жизнь запомнились обязательные «три мяса» в пельменном фарше и разные котлеты у каждой хозяйки. Так, мама делала их из крупнорубленного фарша и никогда не обваливала в сухарях. А бабушка (папина мама) пропускала мясо через мясорубку дважды (тогда не было блендеров и электромясорубок с мелкой решеткой), лепила небольшие ровные котлетки, а после жарки еще и тушила их в прозрачной кастрюльке «для нежности», как она говорила.

Я четко знала, как приготовить начинку для пирожков с «желтым» рисом, хотя любила пироги с картошкой. Если взять яйца от курицы бабушкиной соседки и разбить их в готовый рис, то он станет желтым и вкусным. В ином виде эту крупу не воспринимала вообще.

Варенье из своей виктории нужно варить пять минут после закипания – так всегда делала бабушка. А моченые яблоки самыми вкусными получаются в кадке с квашеной капустой.

Вот, пожалуй, и все, что я знала и умела к началу пятого класса – когда у нас в расписании появились уроки домоводства.

🥣 На первое занятие – о ужас! – нужно было принести манку и молоко.

Всех девочек класса разделили на четыре группы и каждой выделили одну горелку четырехконфорочной плиты – редкость по тем временам. У одной группы молоко оказалось кислым. Пришлось поделиться и сварить кашу на молоке пополам с водой. Первый раз в жизни ела манную кашу и мне было вкусно!🤣

Дома, счастливая и уверенная, я взяла двухлитровую кастрюлю и сварила манку на воде для всей семьи. Каша получилась серой и много масла ситуацию не улучшило. Папа ее даже не увидел, потому что мама пришла с работы первой и вывалила мое творение в унитаз – нужна была кастрюля под гречку.

В следующий раз я попробовала манную кашу в 25 лет, после рождения второго ребенка. Нечаянно загустила и это оказалось моим вариантом…

🥣 На втором занятии мы варили кисель из брикетов. Учительница посоветовала купить «Плодово-ягодный», потому что он самый вкусный из полуфабрикатов. Купили, а девочка из другой группы принесла развесной клюквенный и получила «5» за самый красивый.

Именно тогда я поняла, что нужно думать головой, когда собираешься варить кисель. Он должен получиться ярким и ароматным, а еще без бобошек. «Мешать нужно быстро, дура!» – выговаривали потом девочки одной из мешальщиц…

🥣 В шестом классе мы делали селедку под шубой. Так тогда называли селедку без костей, засыпанную сверху горкой винегрета.

Мне доверили резать свеклу кубиками «размером один сантиметр». Я взяла линейку и порезала, а потом получила выволочку. Каждый мой один сантиметр пришлось разрезать крест-накрест.

Математика, блин, такая наука: не всякий один сантиметр на линейке равен одному сантиметру на словах…

🥣 А потом мы пекли бисквитный рулет с начинкой из варенья. Если б вы знали, какая это вкуснятина!

Готовый бисквит нужно аккуратно промазать, а потом свернуть с помощью полотенца и посыпать пудрой. Только у меня получилось сделать это ровно и без трещин. Поэтому в следующий раз пришлось повторить такой фокус перед телекамерой и поделиться секретами – местные телевизионщики пришли в гости и сняли меня вместе с рулетом для вечерних новостей.

Окрыленная, я приехала на каникулы к бабушке и попробовала сделать бисквит … в русской печи. При такой температуре он поднялся быстрее и выше, чем нужно для сворачивания. В итоге порезали на кусочки и съели с чаем.

– Какой бисквит! Как в школьном буфете! – заключила бабушка, которая была на «ты» с дрожжевым тестом, а за кексами, коврижками и сочниками ходила в тот самый буфет.

Вот всю жизнь сожалею, что рецепт потеряла…

🥣 Классе в восьмом мы занимались консервацией. Нашей группе достался виноград. В ноябре. В Поволжье. В те времена…

Специально съездила на Центральный рынок и купила кисть винограда у единственного азербайджанца. Это была моя первая самостоятельная покупка на базаре.

На уроке по всем правилам закатали ягоды в поллитровую банку и оставили на хранение в кладовке до 8 Марта. Как же нам потом было вкусно! Пооткрывали свои запасы с соленьями и компотами, поделили на всех и наслаждались. А ребята-одноклассники нам завидовали.

Вы никогда не пробовали соленый огурец запить вишневым компотом? А к патиссону сладкую виноградину добавить? Ну и зря! Лишили себя такого счастья!🤣

Вот так я и научилась готовить. Потом было много учителей, советчиков и провокаторов. Страницы книг и мегабайты видео. Рецепты на салфетках и на коленке. Поджаренные пальцы и взорвавшаяся сгущенка. Словом, всегда и все заканчивалось хорошо. Благодаря той самой школьной учительнице и ее любимой присказке: «Когда готовишь, нужно думать!»

-2