Найти тему
Салават Вахитов

Как спасти тонущего брата? Из рассказов Павлычева

Перволёдок в ноябре, и мы со Славкой бежим на пруд. Погода безветренная и лёгкий морозец. Яркое солнышко в глаза заглядывает, сверкающий лёд лучами пронизывает. А сквозь него, как в огромном аквариуме, карасей и рачков видно. Нам интересно - смотри не насмотришься. Рыбки, похоже, тоже нас видят, пугаются и стайками бросаются в сторону. Нам весело и, радостные, бежим за ними по тонкому льду. Славка впереди меня на три метра, и вдруг с ужасом вижу, как лёд под ним проваливается. Ни треска, ни шума, ни крика. Мгновение - и братишка в воде.

Славка (второй слева) вырос и стал вот таким красавцем, мастером спорта по акробатике.
Славка (второй слева) вырос и стал вот таким красавцем, мастером спорта по акробатике.

Есть такое правило: если брат тонет, ахать и охать уже некогда, его спасать надо. Да и не правило это вовсе, а природный закон, который в крови. Оглядываться и ждать помощи неоткуда - знаю, что одни на пруду и надеяться можно только на себя. Соображаю моментально: скидываю с себя пальтишко, ложусь плашмя на лёд и закидываю один конец пальто Славке.

«Держи!» - кричу. А ему кричать не надо, он уже инстинктивно ухватился за полу и молча пытается вылезти на лёд. Тяну что есть мочи, пыхтю, но ничего не получается. Недавно только казавшийся прочным, лёд на деле оказывается хрупким и ломается под весом братишки, он снова и снова оказывается в воде, того и гляди и меня утянет.

Испугался ли я? Испугался, конечно, ведь мне семь лет только было, а Славка на два года младше. Но не растерялся. Удивляюсь до сих пор, как чётко голова сработала. Прошла всего секунда, наверное, а мыслей промелькнуло - в день столько не обдумаешь. Время остановилось, будто в замедленном кадре какого кино, а я рассуждаю, что Славка всем весом на небольшой краешек льда давит, поэтому он и ломается. Надо или вес уменьшать, или площадь льда увеличивать. Представьте себе: ещё в школу не ходил, а будто задачку по физике решаю. Вот если бы приподнять братишку вверх, думаю, и положить на лёд, возможно, тот и не обломится.

Ползу прямо к краю полыньи, хватаю Славку под мышки и изо всех сил тяну его из воды. Конечно, в моих расчётах оказалась существенная ошибка, я её уже, будучи совсем взрослым, признал: свой-то вес надо было тоже учесть, но до того ли было. Просто повезло тогда. Славке удалось высунуться из воды по пояс, он лёг на лёд и, цепляясь за меня руками, вылез на поверхность. Чуть отдышавшись, мы поползли к берегу.

Стоим на берегу мокрые, зубами стучим, и нам становится страшно. Но не оттого, что могли утонуть, об этом даже не думаем. Страшно идти домой в таком виде. Ох и попадёт от мамы!

Рисунок Анастасии Андреевой. К тексту не относится, просто в качестве рекламы художницы.
Рисунок Анастасии Андреевой. К тексту не относится, просто в качестве рекламы художницы.