Нарышкины, Петровка и русский театр – от Имперского к частному, от частного к профессиональному

Недалеко от Высоко-Петровского монастыря, в Петровском переулке есть здание, сильно напоминающее Исторический музей в миниатюре. Сейчас на нем красуется надпись «Театр наций». Когда-то же это был частный русский драматический театр Федора Адамовича Корша. Он образовался в 1882 году, после того как в России была отменена монополия императорских театров.

Но раньше, в старину, в конце семнадцатого века земля возле одной из первых московских обителей принадлежала стрелецкому голове Федору Нарышкину. Переулок появился чуть позднее, в восемнадцатом столетии. Сначала он назывался Хлебным, затем Хлебиным, еще позднее Богословским… пока не был поименован Петровским – в честь монастыря.

Вид на Высоко-Петровский монастырь из Петровского переулка
Вид на Высоко-Петровский монастырь из Петровского переулка

Да и вообще…

…С Нарышкиными многое связано в районе Петровки

Свои старинные палаты семнадцатого века, что изначально строились как усадьба матушки Петра Первого, Натальи Кирилловны, да вместе с прилегающей территорией, они передали Высоко-Петровскому монастырю. Непосредственным дарителем был дед будущего первого Императора Всероссийского, Кирилл Полуэктович Нарышкин, и сделал это он как раз в честь рождения внука.

-3

А сам Петр Первый в 1690 году приказал выстроить новые палаты для монастырской братии.

Забавно, что некоторые, узнавая об этом, начинают считать, будто Петровка названа в честь Петра Первого. Но, похоже, все было наоборот, и новорожденного сына Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны назвали в честь святителя Петра, основателя обители. Впрочем, официальных подтверждений я не нашел.

Вид на монастырь с улицы Петровки
Вид на монастырь с улицы Петровки

Высоко-Петровский монастырь стал и усыпальницей Нарышкиных. Нарышкинским же называется сквер, являющийся частью Страстного бульвара – тот самый, где стоит памятник Высоцкому.

А в восьмидесятых годах девятнадцатого века на бывшей земле Нарышкиных тридцатилетний юрист, а по совместительству драматург и антрепренер Федор Адамович Корш, родом из Тифлисской губернии…

…Решил основать частный театр

Как раз тогда, как я уже упомянул, была уничтожена монополия казенных театров.

-5

Театр получил название Русского Драматического, но в народе его все знали как Театр Корша. Многие пьесы Чехова, говорят, были поставлены именно здесь. А дебютным для театра была Гоголевская комедия «Ревизор», увидевшая свет 30 августа 1882-го. Правда, здания этого, конечно, пока еще не существовало, и труппа, собранная Коршем, давала спектакли где-то в Камергерском переулке.

Федор Адамович Корш. Изображение из открытых источников
Федор Адамович Корш. Изображение из открытых источников

А на постройку собственного театра Федору Адамовичу выделили средства все те же братья Бахрушины – без которых театр в России вполне мог быть совсем не таким, каким стал.

-7

Здесь им принадлежало несколько земельных участков, на одном из которых Бахрушины позднее построят монументальный доходный дом.

Один из участков Александр Алексеевич Бахрушин передал Коршу первоначально сроком на двенадцать лет. И, более того – пожертвовал 50 тысяч рублей на строительство.

Постройку же нового здания для театра поручили Дмитрию Николаевичу Чичагову.

-8

Краснокирпичное здание в русском стиле, действительно, напоминающее Исторический музей, выстроили в поразительно быстрые сроки. 5 мая 1885 года приступили к работам, а 30 августа уже открыли театр (7 фото).

Правда, недоделки, связанные с такой потрясающей спешкой, исправляли еще некоторое время.

Зато в театр было проведено электричество, что на то время было большой редкостью для русской мельпомены. Сцена была оборудована по последнему слову техники, зрительный зал, фойе и даже гримерки поражали.

Вот только, говорят, первое время в нем не было гардероба, и зимой зрители оставляли пальто прямо в каретах, в которых прибывали на спектакль. И это при том курьезном факте, что первое прямое знакомство Корша с театром состояло в том, что он сдавал в аренду... вешалки для гардероба Пушкинского театра.

«Это тогда было новостью необыкновенной, и даже в Большом и Малом театрах еще пользовались газом; правда, новое освещение было далеко не совершенно. Лампочки давали свет желтоватый и горели ненадежно… Тем не менее впечатление новое освещение производило огромное.
Большим газетным шумом сопровождалась одна из коршевских премьер, когда была показана новая комедия Lolo «Вечный праздник». Успех этот объяснялся не особыми достоинствами пьесы, а одним необычным для того времени постановочным эффектом: декорация 2-го акта представляла собой разрез вагона, мчащегося в составе курортного поезда в Кисловодск. Под вагоном вращались колеса, за окнами пролетали телеграфные столбы и проходила движущаяся панорама. При подходе к станции панорама и колеса замедляли движение, в окна вплывали станционные постройки и перроны с пассажирами и усатыми жандармами. Звуковое оформление довершало иллюзию»
(Александра Яковлевна Глама-Мещерская, актриса и театральный педагог)

Открытие же театра в конце лета 1885-го ознаменовалось постановкой отрывков «Горя от ума», «Доходного места» и всё того же «Ревизора», которого Корш давал три года назад в Камергерском.

-10

Рассказывают, что долгие годы...

...Управления своим детищем давались Коршу нелегко

Внешнее финансирование было невелико, и основной упор делался не на серьезную драматургию, а на легковесные пьесы «про любовь» – на таковые было гораздо легче привлечь неискушенную публику. А до обеда устраивались «утренники». Играли в них те же актеры, что и вечером, но за гораздо меньшие гонорары. И билеты по утрам, конечно, стоили дешевле.

Главным принципом Корша в те годы было «больше забавного и смешного».

Впрочем, ставились и серьезные спектакли. «Иванов» и «Дядя Ваня» Чехова, «Власть тьмы» Льва Толстого. Кроме этого – Шекспир, Ибсен, Ростан. А спектакли, которые переставали собирать полный зал – выкидывались из репертуара.

-11

И артисты у Корша служили первоклассные.

Кстати, считается, что Константин Сергеевич Станиславский впервые повстречался с Антоном Павловичем Чеховым в 1888 году именно под крышей Коршевского театра.

«Премьеры театра Корша переполнялись обыкновенно передовыми людьми; писатели, актеры и поклонники писателей и актеров, спортсмены, приезжие из провинции на бега, среднее купечество и их дамы — все люди, любящие вволю посмеяться или пустить слезу в «забирательной драме», лучшая публика для актера и автора. Аплодисменты вплоть до топания ногами и крики при вызовах «бис, бис» то и дело… Как-то священник соседней с театром церкви пожаловался Коршу, что народ мало ходит в церковь. А Корш ему:
– Репертуарчик старенький у вас! У меня вот каждая пятница – новинка, и всегда полно...»
(Владимир Гиляровский, «Люди театра»)

Но вот когда в 1898 году в Москве открылся Чеховский МХТ, дела Корша и вовсе испортились. Зрители-то уже выросли, и желали более серьезных пьес в более серьезных, вдумчивых постановках. Даже часть актеров от него перешла к Станиславскому и Немировичу-Данченко.

В 1933 году театр и вовсе закрылся, а в его роскошном здании разместился все тот же МХТ.

-12

А с 2006 года его занимает Театр Наций. На реконструкцию здания, построенного Чичаговым, под современные запросы было затрачено около двух миллиардов рублей. При этом максимум усилий театральным художником Александром Боровским, руководившим работами, было проложено на то, чтобы сохранить его исторический облик.

-13
  • А я в ближайшие дни расскажу еще несколько историй, связанных с Петровским переулком и улицей Петровка.
-14

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел до конца. Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал.

Не забудьте также подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям! А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!

Тайный фотограф МосквыКак стать увлеченным туристом в родном городе? Как на обычных прогулках каждый день находить неведомые шедевры и научиться видеть самые удивительные здания? Давайте вместе вникать в Историю московской архитектуры, улиц и переулков, усадеб и домов, монастырей и храмов, парков и скверов!
12K подписчиков