Итак, обсудив фальсификаты и откровенные чудачества, нам остаётся лишь с сожалением признать, что порой и официальная наука умудрялась порождать ложных богов и неверно интерпретировать имеющиеся сведения.
Заблуждения «кабинетной мифологии»
Многие божества, плотно вошедшие в современные представления о славянской мифологии, являются более поздними фольклорными персонажами, либо вовсе творением так называемой «кабинетной мифологии», т. е. научной фикцией.
Подобные «придуманные» мифы существуют ещё с XV века и получили широкое распространение с XVIII в. после выхода книги А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу», где он пытался моделировать славянское язычество по образцу древнегреческой или римской мифологии.
Афанасьев был выдающимся собирателем фольклора, и этот труд оказал огромное влияние на современников, однако ошибочность его методов довольно скоро стала очевидна, а дальнейшее развитие фольклористики и этнографии полностью опровергли выводы и домыслы А. Н. Афанасьева.
Как отмечает доктор филологических наук ак замечает А. Л. Топорков, Афанасьев
не столько реконструировал древнюю мифологию, сколько завершал её строительство, прерванное введением христианства. Создавая величественную картину славянских языческих верований, Афанасьев выступает не столько как исследователь, но и как сотворец, продолжатель мифологического процесса.
Доктор исторических наук И. Н. Данилевский также отмечает:
«Многочисленные попытки увидеть в славянской мифологической системе подобие античной модели предпринимались со времён Яна Длугоша с его знаменитой "Historia Polonica" (XV в.) вплоть до Ломоносова и Татищева. Иногда результатами подобного «домысления» фактов славянской мифологии становились искусственно созданные мифологические персонажи, в реальных традициях не существовавшие (образцами так называемой «кабинетной мифологии» являются Лель, Лада, Коляда, Курент и прочие)».
Наряду с достоверно установленными богами славянского язычества «кабинетная мифология» причисляет к славянскому пантеону мифических персонажей, которые едва ли были божествами, а возможно и вовсе были неизвестны язычникам, также обожествляет времена года, персонажей сказок и чучел и куколок.
Однако, как утверждают В. В. Иванов и В. Н. Топоров, авторы энциклопедического словаря «Славянская мифология», подобный подход невозможен, т. к. у славян не было мифологических текстов в собственном смысле слова, подобных, например, древнегреческим:
«Единой праславянской «высшей» мифологии (то есть пантеона языческих богов) реконструировать не удаётся: киевский пантеон отличался от поморского, а у южных славян вообще не было пантеона. Народная традиция славян не сохранила практически никаких следов верховных божеств, в то время как «низшая» мифология (верования в чертей, водяных, домовых, русалок, духов растений и животных, демонов болезней и так далее) отличается значительным единством и чрезвычайной устойчивостью. Стремление поднять славянскую мифологию до уровня классических мифологий древнего мира побуждало романтически настроенных исследователей домысливать славянских языческих богов, извлекая их имена из фольклорных текстов, песенных припевов и тому подобного или просто изобретая их (Купала, Коляда, Кострома, Ладо, Лель и тому подобное)».
Несмотря на осуждение подобного подхода в научных кругах, литература, отражающая данную мифологическую картину, продолжает выходить и по сей день.
И что же в итоге?
В целостном виде представление о славянской дохристианской культуре не сохранилось. Её удаётся реконструировать только по данным косвенных письменных источников, исторических свидетельств, языка, фольклора, обрядов, обычаев и верований славянских народов.
Отдельной проблемой является популярность этой темы у широких слоёв населения и создание многочисленных домыслов, псевдоисторических реконструкций и мистификаций на эту тему.
Домыслы имеют место и в исторической науке. Многие божества, плотно вошедшие в современные представления о славянской мифологии, являются более поздними фольклорными персонажами (Ярила, Купала, Коляда), либо вовсе творением «кабинетной мифологии» — научной фикцией (Лада, Лель и др.).
Что читать?
Увы, тем, кто задастся целью познакомится со славянской мифологией, предстоит непростая задача отделения зёрен от плевел. Книжные полки переполнены лженаучными издания, авторскими трактовками, откровенными подделками и прочей ненаучной чепухой.
Но, разумеется, достоверные знания о славянской картине мира существуют. К сожалению, они не столько подробны и содержательны, как может предложить альтернативная мифология, и основываются не на тайных чудом дошедших на нас "Библиях" типа "Велесовой книги", а на этнографических и археологических данных.
Довольно подробные сведения о мифологических представлениях древних славян о мире можно почерпнуть из Энциклопедического словаря "Славянская мифология", изданного Институтом славяноведения РАН под редакцией С. М. Толстой. Институт выпускал также большой пятитомный словарь "Славянские древности. Этнолингвистический словарь" под редакцией Н. И. Толстого.
Кстати, на сайте Института славяноведения РАН есть электронная библиотека, где каждый желающий может абсолютно бесплатно познакомиться с научными изысканиями о славянском и балканском мире: https://inslav.ru/resursy/elektronnaya-biblioteka