Литературные вампиры давно и прочно вошли в нашу жизнь. Их можно встретить теперь не только в книгах, но и в кино, в комиксах, играх и т.д.
Легенды об этих кровососах передавались в устном народном творчестве с давних времен, но в большую литературу до определенного времени не попадали. «Отцом» художественного образа современного вампира считают английского писателя XIX века Джона Полидори.
Джон Полидори (1795 – 1821) был сыном итальянского ученого, эмигрировавшего в Англию. В 19 лет Джон был удостоен ученой степени доктора медицины, а через год стал личным врачом Джорджа Байрона и отправился путешествовать с ним по Европе.
На вилле в Швейцарии встретилась целая литературная компания. Там был сам Байрон, Полидори, английский писатель и поэт Перси Биши Шелли со своей женой Мэри и ее сводной сестрой.
Однажды вся компания читала немецкую книгу о привидениях, духах и прочих чудесах. После этого Байрон предложил всем присутствующим сочинить какой-нибудь рассказ, где тоже действуют сверхъестественные силы. Именно тогда Мэри Шелли написала начало своей истории о Франкенштейне.
Байрон тоже сделал набросок рассказа о двух друзьях-путешественниках. Один из друзей умер в Греции. А перед смертью попросил второго ничего никому не рассказывать о его кончине. Второй путешественник вернулся в Англию, где обнаружил своего друга живым и здоровым. К тому же «умерший» начал ухаживать за его сестрой.
Завязка выглядит интригующе, но сам Байрон неожиданно потерял к этому тексту интерес и дописывать не стал.
Вскоре после этого путешествия Полидори уволился и начал работать врачом в Англии. Но дело почему-то не пошло. Тогда он решил переключиться на занятия литературой. И его первый рассказ под названием «Вампир» по мотивам того самого швейцарского наброска Байрона был напечатан в 1819 году. Рассказ имел колоссальный успех, но печатался под авторством Байрона.
Однако поэт, узнав об этом, очень рассердился и прислал в редакцию опровержение. Тогда Полидори пришлось поведать, откуда он в действительности взял сюжет своего рассказа.
"Вампир" стал неимоверно популярным не только потому, что был приписан Байрону. Но и из-за того, что под пером Полидори жуткое чудовище превратилось в обаятельного английского аристократа. Романтичный образ вампира пришелся по душе читающей публике.
После этого сразу последовало множество подражаний, написанных на разных языках. Именно образ вампира Полидори стал каноническим: это загадочное и обворожительное существо, наделенное сверхъестественными способностями, живущее то в цивилизованном, то в варварском мире, легко путешествующее между этими двумя мирами.
Элегантный вампир-джентльмен непринужденно входит в высшее аристократическое общество и может увлечь любую выбранную девушку. Правда, такое увлечение обычно заканчивается трагедией и смертью героини, но это неотъемлемые черты литературного героя-вампира.
Упоминания образа вампира можно найти во многих классических произведениях, включая Пушкина, Лермонтова, Дюма и других.
Вот так вампирская тема вошла в художественную литературу, потом в кино и начала там свое триумфальное шествие.
Елена Жаворонкова, специально для канала "Литинтерес"
_________________________________
Приглашаем на наш сайт "Литинтерес". Там новые статьи появляются раньше! А еще ждем вас в нашей группе ВКонтакте. И в Телеграме