Собственные торговые марки, как двигатель в автомобиле – они позволяют двигаться бизнесу вперед, продвигая бренд, вызывая с ним стойкую ассоциацию. СТМ – недавнее открытие для отечественного рынка, однако оно уже успело завоевать доверие потребителей.
А как обстоит ситуация с собственными торговыми марками в контексте зообизнеса? Здесь есть своя специфика и особенности, которые нужно учитывать.
В чем преимущества?
Собственная торговая марка всегда вызывает ассоциацию с конкретным брендом. Изготовление качественной продукции повысит доверие покупателей и к СТМ, и к самому бренду. Чаще всего продукция под СТМ продается дешевле более раскрученных брендов, что также может привлечь определенную категорию покупателей. Правда, для этого потребуется изначальное продвижение СТМ, которое требует финансовых вложений.
Под СТМ можно выпускать самые разные виды продукции. Например, анализ ассортимента и статистика продаж позволили выявить самые продаваемые категории товаров. Владелец магазина знает, что эти товары востребованы среди покупателей и вместе с этим начинает выпускать аналогичную продукцию, заняв часть ниши. Хороший плюс – отсутствие внушительных финансовых затрат на продвижение собственной торговой марки. Для рекламы СТМ можно использовать внутренние ресурсы компании.
В чем недостатки?
Если бы собственные торговые марки обладали только преимуществами, то почти каждая сеть зоомагазинов обзавелась бы своими. Но на практике не так все просто, СТМ имеют и минусы. Рассмотрим типичную ситуацию: открытие магазина в новом городе. На рынке уже присутствуют определенные бренды, которым доверяет покупатель. И убедить покупателя во всех преимуществах будет достаточно сложно.
Продвижение собственной торговой марки в новом городе будет зависеть и от наличия других магазинов этой же сети. То есть, если в этом городе не будет дополнительных магазинов, то продвижение СТМ потребует куда больше трудозатрат и финансовых вложений.
Зообизнес, разумеется, рассчитан на домашних питомцев. У них могут быть сформированы определенные пищевые привычки: животные достаточно быстро привыкают к конкретному корму (особенно если он действительно качественный). И если под собственной торговой маркой будут выпускаться корма, не каждый хозяин будет готов поменять привычный для своего питомца корм.
К минусам также можно отнести необходимость строгого контроля качества. Совершенно точно не стоит рассчитывать, что потребитель будет покупать некачественный продукт для своего питомца только по причине его более низкой стоимости. Напротив, проблемы с качеством могут стать причиной потери доверия и к собственной торговой марке, и к сети магазинов.
Еще один потенциальный минус – снижение рентабельности производства. То есть, владелец СТМ может недополучать прибыль от продаж продукции, выпущенной под собственной торговой маркой.
Что в результате?
Запуск собственной торговой марки – сложный и ответственный процесс, требующий сложного анализа рынка и конкурентов. Да, минусов у СТМ больше, чем плюсов, однако это не означает отсутствие перспектив этой задумки. Главное – иметь неплохой бэкграунд в виде раскрученного бренда, разбираться в конкретных категориях продукции и предварительно составить стратегию продвижения собственной торговой марки.