Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

ПУШКИН: мясо, матюки, убийства и женские ножки


Немного с опозданием отмечаем 224 года со дня рождения ВЕЛИКОГО РУССКОГО ПОЭТА

Если бы Александру Сергеевичу при жизни сказали, что в 21 веке его будут помнить как величайшего русского поэта, — он, скорее всего, ничуть не удивился бы и воспринял как должное. Он прекрасно осознавал мощь своего литературного дарования.

А вот если бы узнал, что его имя у большей части русскоязычного мира ассоциируется с непонятной «бурямглоет» и занудными речами училки по литературе о неком эфемерном величии — то точно бы расстроился, ведь при жизни он был настоящей рок-звездой: разрушил устоявшуюся систему стихосложения, ездил в ссылку за свои произведения, любил пожить с шиком (и в долг), писал едкие эпиграммы на недоброжелателей (сейчас мы бы назвали их диссами), а вызовов на дуэль он бросил аж пятнадцать (хотя они были законодательно запрещены). Пушкин сделал прозу и Гоголя модными, Пушкин вводил тренды на сюртуки и шейные платки…
Короче, Пушкин — это «мясо, матюки, убийства и женские ножки», и мы не преувеличиваем. Просто, если про общую с Квентином Тарантино страсть и нецензурные рифмы из школы усвоили плюс-минус все, то вот о том, что на учебниках литературы могли бы печатать другой портрет, известно немногим.

Как все знают, учился Пушкин в Лицее — привилегированном учебном заведении в Царском селе. В 1814 году там неожиданно объявился маньяк. Он безжалостно резал глотки своим жертвам ради наживы. Из-за проволочек следствия к 1816 году убивец успел оборвать как минимум 7 жизней.

Как всегда, злодея подвели случайность и самое страшное, что есть в России, — дороги. Зимой, чтобы добраться до Петербурга, душегуб нанял извозчика за весьма крупную по тем временам цену — полтинник. По пути кровопийце стало жалко денег и, достав из-за пазухи нож, он вскрыл горло ничего не подозревающему вознице. Как полиция вышла на преступника, история умалчивает, но именно этот эпизод и позволил арестовать одного из первых документально зафиксированных серийных убийц в России. И нет, это был не Пушкин.

Душегубом оказался некто Константин Сазонов — здоровенный парень двадцати лет неимоверной силы, прислуживавший лицеистам. Поскольку ученики жили в заведении одни, к ним приставлялись дядьки — что-то вроде нянечек. Дядьки чистили одежду и обувь, убирали комнаты, в общем, помогали воспитанникам в быту. Именно таким дядькой и был Сазонов, который ежедневно контактировал с будущим солнцем русской поэзии, уходя из Лицея только на ночь. Узнали его, в том числе, из-за высокого роста и мощного телосложения. Сазонова отправили на суд и его дальнейшая судьба покрыта мраком.

Естественно, такое событие не могло остаться незамеченным среди веселых учеников самого элитного заведения. Они сочинили коллективную поэму, посвященную Сазонову, — «Сазоновиада», вот отрывок из нее:

Тихо все в средине града
И покой лишь обитает,
Из лицея, как из ада,
Вдруг Сазонов выступает,
С смертоносным топором

Конечно, и сам юный Пушкин не мог остаться в стороне от такого события. Он написал забавную эпиграмму, в которой упоминает Сазонова и лицейского лекаря Пешеля — доброго старикана, над которым потешались все лицеисты (но, кстати, за все время учебы никто из лицеистов серьезно не заболел, все вышли живы-здоровы):

Заутра с свечкой грошевою
Явлюсь пред образом святым.
Мой друг! Остался я живым,
Но был уж смерти под косою:
Сазонов был моим слугою,
А Пешель — лекарем моим.

Так что, дорогие подписчики, литература — это интересно, а Пушкин и вправду наше все. В его жизни нашлось место и дуэлям, и заговорам, и работе на правительство, и бегству от кредиторов, и даже — как мы сегодня выяснили — встрече с серийным убийцей.

Автор -
Жанна Канаева и Денис Петров