Найти тему
Сам себе юрист.

"Займ" или "заём"?! Вот в чем вопрос!!!" Или о правилах русского языка в рекламе, которые заставит выучить ФАС 😜

Доброго времени суток, мои дорогие читатели, подписчики и все, мимо проходившие, ленту Дзен листавшие, на мой канал случайно заглянувшие.

Опубликовала я пару недель назад статью-воспоминание, статью-рассуждение. Вот эта статья:

Ну, так вот.

Нежданно-негаданно завязался у меня с одним читателем (несомненно, коллегой) диалог о правилах русского языка в юриспруденции в общем и в нормах права в частности)))

В продолжении предыдущей темы я задала ему вопрос: "Почему по договору заЙма (807 ГК РФ) предоставляется заЁм? Ведь слова "займ" - нет 🤷‍♀️"

Примечание автора. Меня саму частенько более грамотные читатели попрекают этим "заЙмом", прости, Господи. Но я упорно, хотя и стыдливо, поясняю, ведь есть договор заЙма"... Вот и привычка такая: "заЙм", - говорить и писать. Поясняю, а сама исправляю😜

И вот что мне на мой вопрос ответил коллега:

-2

То есть коллега извинился и всё же поправил меня, мол, есть слово "заЙм". По правилам русского языка, говорит, есть. Я-то, конечно, извиню, мне-то что? Я сама "заЙмкаю"😜

А вот извинит ли ФАС, если вдруг ЧО?🤔

Было дело, в 2018 году, искала практику ФАС по Закону "О рекламе" и "наткнулась" на парочку дюже интересных Решений. И одно из них было как раз про то самое злополучное слово "заЙм", неосторожно написанное от руки, простите, на бумажке формата А4, наклеенной на заборе. За свою неграмотность несостоявшийся рекламодатель - заЙмодавец, благодаря зоркому взгляду ФАС, "отчехлил" в бюджет несколько тысяч штрафУ"

Хотела найти я то самое Решение/Постановление, чтобы в пример коллеге привести, но, увы, не нашла. Зато нашла другое. Но смысл тот же - слово заЙм пишется через "Ё".

Вот оно (частично самое главное, кому надо, погуглите, найдете)

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 24 января 2019 года № 06-06/02-2019
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии –
члены Комиссии:
рассмотрев дело № 06-06/02-2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения ООО Автоломбард требований части 11 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в присутствии представителя ООО Автоломбард
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 20.11.2018 специалистом Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области был установлен факт распространения на металлическом ограждении в районе строящегося здания по ул. по адресу: рекламы: «Деловой подход ЗАЙМ под ПТС 33-74-74 низкий %».
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к компании «Деловой подход», в том числе к оказываемым ей услугам - выдача займов.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
На момент выявления факта распространения вышеуказанной рекламы, информация о лице (организационно-правовая форма организации), оказывающем финансовую услугу, в рассматриваемой рекламе отсутствовала.
Одновременно в силу части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
Согласно части 6 статьи 1 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани), за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.
В соответствии с подпунктом 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе.
Под нормами современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации понимается совокупность языковых средств и правил их употребления в сферах использования русского языка как государственного языка Российской Федерации.
В соответствии со структурой языка различаются орфоэпические, лексические, грамматические (словообразовательные, морфологические, синтаксические), орфографические, пунктуационные нормы. Все эти нормы важны для обеспечения функционирования русского языка как государственного.
Орфографические нормы – это правила написания слов, которые закреплены в орфографических словарях, учебных пособиях по русскому языку.
В рекламе «Деловой подход ЗАЙМ под ПТС 33-74-74 низкий %» допущено нарушение орфографических норм при написании слова «заём».
Согласно нормам современного русского языка слово «заём» в именительном падеже единственного числа пишется через букву «ё».
Таким образом, неправильное написание слов в рекламе, противоречащее нормам русского языка, недопустимо, и свидетельствует о признаках нарушения части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
На основании вышеизложенного определением Омского УФАС России от 10 января 2019 года в отношении ООО Автоломбард было возбуждено дело № 06-06/02-2019 по признакам нарушения требований части 11 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
На заседании Комиссии Омского УФАС России 24.01.2019 представитель ООО Автоломбард пояснила, что «…умысла на нарушение Федерального закона «О рекламе» у <…> не было. В настоящее время рекламные баннеры демонтированы…».
Рассмотрев материалы дела № 06-06/02-2019, заслушав пояснения представителя ООО Автоломбард, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ООО Автоломбард «Деловой подход» требований части 11 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» при распространении наружной рекламы на металлическом ограждении в районе строящегося здания по ул.
При этом Комиссия Омского УФАС России отмечает, что статья 38 Федерального закона «О рекламе» не устанавливает административной ответственность субъектов рекламной деятельности (рекламодатель, рекламораспространитель, рекламопроизводитель) за нарушение требований части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Учитывая, что нарушение законодательства о рекламе устранено в добровольном порядке (рассматриваемая реклама демонтирована), что подтверждается фотоснимками, имеющимися в деле, Комиссией Омского УФАС России сделан вывод о нецелесообразности выдачи ООО Автоломбард предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу: «Деловой подход ЗАЙМ под ПТС 33-74-74 низкий %», распространенную 20.11.2018 ООО Автоломбард на металлическом ограждении в районе строящегося здания по ул. , ненадлежащей, нарушающей требования части 11 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
2. Не выдавать ООО Автоломбард предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в связи с устранением нарушения в добровольном порядке.
3. Передать материалы дела должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение изготовлено в полном объеме 25 января 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии: <…>

Вот так вот неправильно написанное слово "заЙм", которое правильно писать "заЁм", привело "рекламодателя к "административке".

Вопрос. Если слова "заЙм" нет. Какого рожна существует договор заЙма? Не правильнее было бы законодателю привести-таки норму права в соответствие с правилами русского языка? Ну, чтоб "заЁм" предоставлялся по договору "заЁма", а?😜

То же самое могу сказать и про приведенный коллегой пример про "Договор наЙма". Договор наЙма есть, а вот слова "наЙм" в единственном числе и именительном падеже - нет. Есть "наЁм". Хотя в нашей "юрисдистике" я мало от кого из коллег, да и просто обывателей, слышала слово "заЁм", а еще реже слово "наЁм"))) Слава Богу, за "наЙм" пока не штрафуют🤣

К слову, пока писала статью, коллега перепроверил и грустно признал:

-3

Так что и на этот раз у коллеги "шибко попинать меня" не получилось, все мечтает, что б я в луже оказалась, хотя и симпатизирует😜

Видимо не знает коллега мой принцип жизни - если я оказываюсь в луже, то я начинаю играть в "уточку"🤣

я уточка, я в луже🤣🤣🤣
Сам себе юрист. 21 июня 2023

Ну, а ФАС действительно в те годы жОг))) Чего только стоит Решение за слоган "ЕдАл такое?"))) Об этом я писала почти три года назад

Всем добра!

Будьте терпимее друг к другу в спорах!

Учите правила русского языка и не судитесь)

С уважением к Вам, Т.С.