Найти тему
Киберпоп ТВ

Вальдорфская педагогика

  • «Ваше отношение к вальдорфской педагогике и тому, что такие школы стали обычным явлением в наших городах? Как такие школы получают лицензии на осуществление образовательной деятельности? И самое странное, как эти школы могут быть муниципальными?»

Вальдорфская педагогика связана с эзотерикой, с эзотерическими представлениями о человеке. В основе вальдорфской педагогики лежит антропософия. В любой педагогике, какая бы она ни была, есть самый главный вопрос ― это цель, целеполагание. Вопрос в том, какую цель ты ставишь. Остальное будет зависеть от того, какая цель поставлена. Потом уже под это выстраиваются задачи и выбираются методы достижения этой цели.

Вальдорфская педагогика работает неплохо. Но какова цель вальдорфской школы? Цель ― формирование определенного типа личности. Cлова по поводу развития личности, раскрытия способностей, талантов, по поводу духовно-нравственного воспитания ровным счетом ничего не значат. На самом деле за этим ничего конкретного нет. Дальше это наполняется своим содержанием, смыслом.

Чтобы Вам было понятно, приведу пример. Скажем, школа осуществляет духовно-нравственное воспитание личности. В законе это прописано. На основании этого может существовать православная гимназия и исламская гимназия тоже. Обе гимназии осуществляют духовно-нравственное воспитание. Но православная реализует свое представление о том, что такое духовно-нравственная личность, а исламская ― свое. Духовно-нравственное воспитание может быть очень разнообразным.

В вальдорфской педагогике тоже свое духовно-нравственное воспитание. Там свои представления о духовном, о нравственном. Скажем, православная гимназия в идеале представляет себе человека каким? Там в идеале Христос. Ладно, не Христос. Может быть, скажут, что это слишком. Давайте возьмем за идеал Луку Войно-Ясенецкого. Это святой, святитель, епископ. Еще он был замечательным, выдающимся хирургом, написавшим труды по гнойной хирургии, за которые получил Сталинскую премию. Представляете себе масштабы личности? Такой примерно человек должен получаться на выходе из православной гимназии. В первый класс ребенок пришел такой, какой есть. А на выход идем приблизительно в этом направлении.

Вальдорфская педагогика имеет свое представление. Она не воспитывает таких, как Лука Войно-Ясенецкий. У нее свои понятия о том, каков образ человека. У них свой образ ― антропософский. Это куда-то в сторону эзотерики, Рерихов, Блаватской. Как они себе представляют, кто это ― человек, что это за личность, какой она должна быть, в ту сторону и воспитывают. А дальше пошли методы, особенности педагогики. Прописываются задачи. В итоге получается, например, что Вы, отдавая своего ребенка в вальдорфскую школу, думаете, какая она особенная, прекрасная. А потом смотрите ― что-то из Вашего ребенка делают вообще непонятное. Вы начинаете дергаться, ужасаться, беспокоиться и говорить: «Что это такое? Что за безобразие?» Нет там никакого безобразия. Просто они ведут Вашего ребенка в определенном направлении. Для Вас это безобразие. Вы хотели бы получить на выходе иное. Вы себе по-другому представляли итог образования. Вот такая беда.

Так что, вальдорфская педагогика работает. Но те цели, которые она ставит перед собой, далеко не наше традиционное представление о человеке. Она формирует не традиционного, в нашем понимании, человека, а какого-то своего.

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.