Думаю, что только в синодальном переводе Библии, текст третьей заповеди звучит, как; "не произноси имени Бога твоего напрасно...". Во всех остальных случаях, включая оригинал Ветхого Завета, речь идет о идее ношения/взятия, и все случая употребления глагола "tissa" и его однокоренных форм передают именно такую идею. Я высказывался по этому поводу (статью на эту тему искать нет времени) и повторяться не хотелось бы. Сегодня утром я еще раз заглянул в Септуагинту и в ней также нет идеи произношения, но есть мысль о том, что не стоит брать/нести просто так имя Божие.
Вообще, друзья мои, третья заповедь на мой взгляд одна из самых сложных для понимания на фоне остальных, более функциональных и временами однозначных. Здесь даже могут возникнуть вопросы: а в чем она заключается, с чем связана угроза наказания, если имя Божие берётся напрасно?
Эти вопросы могут возникать и в классическом ее прочтении, когда она звучит привычным для нас образом; "не произноси". Внимание она привлекает, и время от времени заставляет задуматься о скрытых смыслах. Вот одним из таких смыслов, я бы хотел сегодня поделиться с вами.
Несколько дней назад изучая словоупотребление глагола "брать" и наречия "напрасно" (в оригинальном исполнении) до меня начали доходить еле уловимые нотки новой мелодии, которые нерешительно стали проникать и звучать все сильнее и сильнее. Нечто необычное предстало предо мной, когда я обнаружил основные характеристики заповеди в тексте 138-го псалма. "Они говорят против Тебя нечестиво; суетное замышляют враги Твои." (Пс.138:20) И именно в этом Псалме, говорящем преимущественно о всеведении Божьем, неограниченной ничем силе, и появляется связь с заповедью "не произноси" (буду использовать для удобства такой формат заповеди).
И именно читая этот псалом, и стали появляться идеи, где Заповедь подразумевает пустое обращение с именем Божиим и никчёмное, к нему отношение. Выскажусь более определенно. Текст Заповеди намекает на то, что когда человек причисляет себя к Богу и берет на себя Его имя, то от него ожидается глубочайшее и безграничное проникновение в безмерный потенциал всего того, что Бог может дать. Другими словами, Заповедь своими корнями уходит в слова; "возлюби Господа Бога всем сердцем, всею душою, и всеми силами твоими". Если можно проведу аналогию, чтобы стала понятна моя мысль.
В романе Марка Твена "Принц и нищий" есть ироничная сцена, когда у Тома Кенти (главный герой романа), волею судьбы оказавшегося в королевском дворце спросили, что он делал с королевской печатью? Он совершенно не подозревая, что она из себя представляет и какой неограниченной властью обладает, ответил наивно - "я колол ею орехи". Это еще подобно тому, как если бы вы купили дорогущий смартфон, тысяч за 100 и использовали его в качестве зеркальца, чтобы поправить чёлку или еще что.
Вот именно эту мысль я обнаружил, изучая множество текстов, (более тысячи в ВЗ) где фигурируют слова, "нести" и "напрасно".
Получается, когда человек соприкасается с Богом, с Источником безграничным и могущественным, то от человека ожидается использование этого Источника, познание, постоянное движение и глубочайшая связь. Восторг, восхищение Богом, познание Его славы и Силы, могут напитать и дать "несравненно больше того, о чем думаем и помышляем". Но когда человек продолжает примитивно мыслить, оставил свои попытки и стремление к Нему, держится от Него подальше, получается, он "берет имя Божие напрасно".
Это один из интересных элементов третьей Заповеди Закона. Думаю, мы еще поговорим ну эту тему.
Если желаете поддержать канал в это непростое время, буду очень благодарен. Сбер: 4276 2200 1586 0243