Найти тему
PR⭕️ STREET

С широко открытой диафрагмой

Оглавление

Мой стиль съемки сформировался не за один день. С помощью проб и ошибок, я постоянно ищу для себя что-то новое и интересное. Ни для кого не секрет, что с помощью объектива и его фокусного расстояния, мы передаем увиденную перспективу на будущую фотографию. Но, речь сегодня не о замечательных стрит объективах (о них я уже писал в предыдущей статье), а об контроле пропускания света сквозь них, выраженной такой величиной как диафрагма (F). Человек по натуре своей природы, большинство всех вещей окружающих его вокруг, пытается контролировать. А если не получается полностью это сделать, то хотя бы держит под контролем то, что имеет у себя под рукой. Фотография не является исключением из общей принятой формы этого правила. Всем фотографам приятнее держать все под контролем, нежели отдать полный контроль над ситуацией автоматике фотоаппарата. Прогресс - это конечно всегда хорошо, но творческий подход всегда будет стоять во главе фотографа. Так, давайте разбираться, что такое диафрагма и как она влияет на конечную фотографию фотографа?

©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 56mm f1.2 R WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 56mm f1.2 R WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 56mm f1.2 R WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 56mm f1.2 R WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 56mm f1.2 R WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 56mm f1.2 R WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 18mm f/1.4 R LM WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 18mm f/1.4 R LM WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 18mm f/1.4 R LM WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 18mm f/1.4 R LM WR

Диафрагма

  • Диафрагма любого объектива, еще её называют «апертурой», это отверстие с переменным диаметром, которое позволяет контролировать количество света проходящего сквозь объектив на матрицу камеры.
  • Есть три основных способа управлением экспозицией: диафрагма, выдержка и ISO. Нам же в сегодняшней статье будет интересен разбор только первой из них. Для всех остальных способов будет отдельный выпуск на канале. Диафрагма и выдержка являются основой для управления твоей экспозицией на камере. При равной выдержке, чем меньше света попадает на объектив твоего фотоаппарата, тем больше должна быть открыта диафрагма, чтобы через нее на поверхность матрицы попало больше света. Чем больше света попадает на объектив, тем меньше должна быть открыта диафрагма, чтобы экспозиция была оптимальной для съёмки. Имеется еще один вариант, чтобы добиться аналогичных результатов экспозиции, можно диафрагму не менять, а менять только выдержку на камере.
  • При этом следует учитывать еще один факт, что величина отверстия диафрагмы влияет также на то, насколько направленным будет проходящий пучок света сквозь объектив, а это напрямую влияет уже на глубину резкости. Поэтому, нужно всегда контролировать диафрагму и выдержку, чтобы результат съемки всегда соответствовал твоим ожиданиям.
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 56mm f1.2 R WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 56mm f1.2 R WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 56mm f1.2 R WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 56mm f1.2 R WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 56mm f1.2 R WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 56mm f1.2 R WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 56mm f1.2 R WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 56mm f1.2 R WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 18mm f/1.4 R LM WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 18mm f/1.4 R LM WR

Число "F" и что это такое?

  • Для начала, объясню это понятие с точки зрения математической модели. Так, что же такое "F" число?
Диафрагменное или "F" число - это результат деления фокусного расстояния объектива на диаметр действующего отверстия диафрагмы.

Например, если взять объектив 56 мм F1.2, у которого максимальное значение диафрагмы равно f/1.2, диаметр действующего отверстия диафрагмы можно вычислить по этой формуле так: 56 ÷ 1,2 = 46,66 мм. Обратите внимание, что при изменении фокусного расстояния объектива также изменяется диаметр отверстия диафрагмы и, соответственно, его "F" число. Для фотографа необязательно знать фактический диаметр отверстия диафрагмы на его объективе в миллиметрах, но полезно понимать сам принцип и как это рассчитывается математически.

  • Максимальные и минимальные значения диафрагмы на объективе обозначаются числом "F". Также, это число называют ступенями. В любом техническом описании для объектива, всегда используют максимальное значение этого параметра, например Fujifilm XF 33mm f/1.4 R LM WR или Fujifilm XF 56mm f1.2 R WR. Максимальное значение объективов тут f1.4 и f1.2 соответственно. Следовательно, чем меньше f-число, тем больше отверстие диафрагмы. Обычно, объективы с максимальным значением диафрагмы f1.0, f/1.2, f/1.4 до f/2.8 называются светосильными.
f-числа, которые вам могут встретиться в маркировке объективов (в порядке убывания):1.2, 1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16, 22, иногда 32.
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 56mm f1.2 R WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 56mm f1.2 R WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 56mm f1.2 R WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 56mm f1.2 R WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 56mm f1.2 R WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 56mm f1.2 R WR

Глубина резкости и её взаимосвязь с диафрагмой

  • Глубина резкости - это диапазон фокусного расстояния от объектива до снимаемого объекта, при котором достигается приемлемая резкость на фотографиях. При малой глубине резкости в фокусе оказывается очень узкая область снимаемого объекта, и соответственно наоборот, при большой глубине резкости можно снимать пейзажи и масштабные объекты. Умение работать с глубиной резкости является одним из базовых приемов в любой художественной фотографии. Если сократить все тезисы в одно предложение, то получаем: чем больше отверстие диафрагмы, тем меньше фокусное расстояние, и соответственно наоборот, чем меньше открыта диафрагма, тем больше фокусное расстояние.
  • При съёмке портретов с размытым задним фоном, если хотим получить эффект Боке, мы открываем диафрагму максимально широко и снимаем. Тем самым, главный объект будет максимально в зоне резкости, а задний фон художественно размыт и отделен от него. "Глубина резкости" влияет на восприятие зрителем глубины и объема на фотографии.
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 33mm f/1.4 R LM WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 33mm f/1.4 R LM WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 33mm f/1.4 R LM WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 33mm f/1.4 R LM WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 33mm f/1.4 R LM WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 33mm f/1.4 R LM WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 33mm f/1.4 R LM WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 33mm f/1.4 R LM WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 33mm f/1.4 R LM WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 33mm f/1.4 R LM WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 33mm f/1.4 R LM WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 33mm f/1.4 R LM WR

Художественное размытие фона, способы получения

  • Чтобы добиться художественного размытия фона, бывает просто недостаточно светосильного объектива и съёмки на полностью открытой диафрагме на нём. Это важный фактор для размытия фона, но иногда одной лишь полностью открытой диафрагмы для желаемого результата будет маловато.
  • Расстояние между объектом съемки и задним планом тоже является значимым фактором, который совсем нельзя игнорировать при съёмке. Если задний план расположить слишком близко за объектом, он может попасть в зону резкости, от этого размытие как вы задумали не получится. По возможности надо оставлять максимальное расстояние между фотографируемым объектом и задним планом, который вы хотите размыть.
  • Фокусное расстояние объектива, который используется при съёмке, тоже играет немало важную роль. Чем больше фокусное расстояние, тем проще получить небольшую глубину резкости. У многих портретных фотографов, идеальным фокусным расстоянием для художественного размытия фона, считаются объективы от 75 до 100 мм. Где 85 мм считается классическим портретным фокусным расстоянием.
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 33mm f/1.4 R LM WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 33mm f/1.4 R LM WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 33mm f/1.4 R LM WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 33mm f/1.4 R LM WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 33mm f/1.4 R LM WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 33mm f/1.4 R LM WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 33mm f/1.4 R LM WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 33mm f/1.4 R LM WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 33mm f/1.4 R LM WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 33mm f/1.4 R LM WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 33mm f/1.4 R LM WR
©️Фотограф Сергей Караваев, Fujifilm X-T4, Fujifilm XF 33mm f/1.4 R LM WR

На фотоаппарате, режим приоритета диафрагмы, обозначается "Av или А", в зависимости от вашей камеры. В этом режиме можно полностью контролировать настройки диафрагмы на фотокамере в ручном режиме. Для камер Fujifilm значение "F", можно выбирать прокруткой кольца диафрагмы на объективе, как это было в эпоху ретро камер. Олдскульно и удобно, если ты поклонник плёночной эпохи. Размывать задний план или оставить всю картину резкую целиком на снимке, решает каждый для себя сам. Ведь я фотограф и я так вижу.) А по сути, диафрагма это еще один творческий инструмент для самовыражения своих целей в лице фотографа. Нравится всё снимать на открытой диафрагме, пусть будет так. Хочешь получать бритвенную резкую картинку, прижми диафрагму до F8. Сотни вариаций экспозиции и только ты сам знаешь, как это применить в своём подходе и творчестве. Теория это конечно хорошо, но фотография познаётся и раскрывается только на практике.

При написании статьи использовались технические термины и характеристики с официального сайта Sony.

Москва, июнь, 2023