6-7 июня 2023 в Ханты-Мансийске прошел XIV Международный IT-Форум. Елена выступала на нем в рамках Панельной Дискуссии «Современные технологии государственного управления» и делится с нами впечатлениями:
"В том или ином ракурсе этот Форум для меня был про человекоцентричность. Термин употреблялся спикерами на всех секциях — и в нашей и в других. Все говорили о развитии ИИ, ИТ не самих по себе, а на благо человека. Говорили и о 3х правилах робототехники Айзека Азимова в современной реальности (из рассказа «Хоровод», 1942г.), и о рисках развития ИИ, и о позиции ЮНЕСКО относительно этого, и много о чем ещё.
В широком плане в теме технологий говорили о человекоцентричности, в более узкой тематике секции Госуправления этот вопрос приобрёл ракурс клиентоцентричности. Это концепция государственного управления, ориентированная на постоянное совершенствование процессов удовлетворения потребностей клиента на основе непрерывного изучения клиентского опыта. Это достаточно давно есть у бизнеса и сейчас приходит в госслужбу.
При этом многие на Форуме отмечали, что термин звучит более ограниченно, чем человекоцентричность, и оперировали последним. Я выступала с темой проявления и развития человекоцентричности: «Человекоцентричность и развивающее наставничество: новые компетенции лидеров в государственном секторе».
Впервые тему антропо (человеко)центричности (в отличие от превалировавшего до него космоцентричности) раскрыл Сократ V-IV вв д.н.э. Он совершил поворот фолософии от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека: Человек есть микрокосм. Познай себя и ты познаешь мир и богов.
В дальнейшем его ученик Платон, затем Аристотель и другие философы развили эту тему больше во взаимодействии человека и государства. Можно сказать, это была первая волна человекоцентризма, и она имела и имеет очень большое значение для развития человечества.
Дальше в Средние века внимание снова обратилось на внешний мир — к теоцентризму — большое внимание было посвящено теологии, учению о Боге.
Вторая волна человекоцентричности — гуманизм — пришлась в эпоху Возрождения XIV в. Гуманизм взял за основу античную культуру, искусство и литературу, акцентировав внимание на духовной сущности человека. Человек представлялся мыслящим, умеющим не только плыть по течению, признавалось его право на самостоятельное развитие. Это дало новый качественный заряд для развития человека.
И поскольку история циклична, то фокус внимания снова переключился: промышленная революция, общество, результаты, процессы...
Сейчас мы наблюдаем новую волну возврата к человекоцентричности. При этом, если в первой было переосмысление человека относительно природы, во второй — относительно Бога, в этой — относительно технологий и искусственного интеллекта. Этому и был во многом посвящен форум. Это глубокое осознание себя и поворот к человеку на всех уровнях общества: и в экономике, и в государственой службе. Человек не на уровне декларации, а на уровне действий становится важен — все технические решения должны приниматься во благо человека. По всем законам развития в центре внимания остаются результаты и процессы в оранизациях. Главное — в этот центр также теперь входит и человек как на уровне личности, так на уровне команды - компании - общества!
Поэтому мы говорим о 3х фокусах внимания современно лидера: на результате, на процессе, и на отношениях между людьми. О развитии новых компетенций — осознанности, недирективного и вовлекающего подхода в работе с командой (командный коучинг) и компетенций развивающего наставничества.
Спасибо организаторам!"
Основными тезисами с выступления Елены и некоторыми инструментами, представленными на форуме, поделимся в следующих постах.