Найти тему
Техносфера. Россия

О российской стартер-генераторной системе нового поколения для авиационной промышленности

Как сообщает российский портал «Радио Лоцман», в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ-НЭТИ) создана новая стартер-генераторная система на основе трехкаскадного синхронного генератора. По целому ряду параметров новая разработка эффективнее традиционных систем. Руководитель проекта — доцент кафедры электроники и электротехники НГТУ, кандидат технических наук Максим Жарков.

По информации разработчиков, тема создания данной системы была продиктована запросом от промышленности. «Существует система генерирования на основе трехкаскадного синхронного генератора – это стандартная электрическая машина, которая является источником энергии в летательных аппаратах. Соответственно, был ряд исследований, чтобы обратить ее в двигательный режим для придания нового функционала – запуска маршевого двигателя. Наша команда Института силовой электроники НГТУ занимались этой проблемой довольно длительное время. Мы провели исследования, направленные на создание электромагнитного момента в трехкаскадном генераторе при нулевой скорости вращения вала. В результате мы разработали алгоритмы управления для электростартерной системы, работоспособность которых подтверждена математическими и физическими экспериментами», — отметил Максим Жарков.

Совместно с партнерами из авиационной промышленности, которые занимаются выпуском и разработкой генераторов, новосибирские ученые провели эксперименты, подтверждающие работоспособность теорий и расчетов. Был создан макетный образец, состоящий из полупроводникового преобразователя с микропроцессорной системой управления, реализующей новые алгоритмы управления для двигательного режима трехкаскадного синхронного генератора.

Результаты, достигнутые российскими инженерами в ходе выполнения работ, привели к созданию еще одной системы – цифрового блока регулирования для трехкаскадного синхронного генератора. Данная система была разработана более 30 лет назад, она зарекомендовала себя как надежное устройство, но современные тенденции требуют усовершенствование узлов и агрегатов бортового оборудования. С учетом накопленных компетенций в Новосибирском государственном техническом университете был разработан цифровой блок регулирования, созданы алгоритмы управления, схемотехника данного блока и проведены успешные испытания макетного образца в составе системы генерирования. Результаты проведенных испытаний показали работоспособность предложенных решений и подтвердили заданный уровень регулирования для авиационных систем генерирования.

Добавим, что в рамках реализации госпрограммы «Приоритет 2030» командой Института силовой электроники НГТУ разрабатывается гибридная силовая микросборка для внедрения ее в блок регулирования. Создается универсальная часть этого блока, которая будет в миниатюре создана на базе Дизайн-центра силовой электроники российского технического вуза.