Этот метод креативного мышления предложил известный психолог и философ Эдвард де Боно в своей одноименной книге. Шляпы – это определенные типы мышления, примеряя которые можно очень широко и разнообразно посмотреть на ту или иную проблему. Иногда идею де Боно называют концепцией параллельного мышления.
Я люблю этот метод прежде всего потому, что им можно пользоваться как индивидуально, так и коллективно. В групповой дискуссии каждый участник может получать свой цвет шляпы и размышлять в нужном ключе. В чем суть метода?
Белая шляпа – «шляпа информации»
Надевая эту шляпу, мы берем в расчет только голые цифры и факты, не допуская субъективных оценок и интерпретации. Что нам уже известно? Какой информации нам не хватает? Как ее можно собрать?
Красная шляпа – «шляпа эмоций»
Надевая красную шляпу, мы можем позволить себе эмоциональное отношение к проблеме, дать интуитивные догадки по поводу решения. Под красной шляпой можно и нужно дать волю эмоциям.
Черная шляпа – «шляпа пессимизма»
Примеряя черную шляпу, мы берем на себя амплуа критика. Анализируем и опасаемся. Главная задача: защититься от необдуманных решений, продумать все риски и отсечь все иррациональное.
Желтая шляпа – «шляпа оптимизма»
Когда на нас желтая шляпа, мы думаем исключительно в позитивном ключе, определяя, какие преимущества есть в принимаемом решении. Переключаемся на поиск достоинств.
Зеленая шляпа – «шляпа возможностей»
Под пятой шляпой мы даем волю творчеству, генерируем новые идеи, ищем новые возможности и альтернативы. Как можно поступить иначе? Каким образом это можно усовершенствовать?
Синяя шляпа – «шляпа процесса и выводов»
Последняя, шестая шляпа используется не для поиска решения, а для обобщений, выводов и итогов.
Можно ли развить креативное мышление? Можно и нужно. Креативное мышление – это такой же навык, как и навык аргументации и убеждения, например. А любой навык требует регулярности, постоянной прокачки, так что мышцу креативного мышления надо постоянно тренировать.
Статья написана Никитой Непряхиным на основе материалов его книги «Анатомия заблуждений. Большая книга по критическому мышлению», издательство «Альпина Паблишер».