Довольно часто к нам обращаются с запросом о жалобах на действие финансового управляющего, но давайте сначала разберемся, какого результата мы желаем добиться жалобой, а также, какой результат мы на самом деле получим после подачи жалобы.
Чаще всего к нам обращаются по вопросу жалоб на действия финансового управляющего по следующим поводам:
- Не выдает прожиточный минимум;
- Продлевает (затягивает) процедуру;
- Не запросил документы или, наоборот, запрашивает дополнительные документы;
- Не выходит на связь;
- Неправильно рассчитал проценты вознаграждения, стоимость имущества;
- Продает или, наоборот, не продает имущество.
И нет, речь идет не про запросы наших клиентов, а про запросы людей, которые уже проходят банкротство в другой компании, и у них возникают вот такие разногласия с финансовым управляющим.
Вопрос: «Что делать, чтобы не возникало подобных ситуаций?»
Самое простое решение – изначально выбирать компанию, в которой финансовый управляющий и юристы работают, как положено.
Понятно, что раз возникли такие вопросы, процедура уже запущена и этот вариант нам не подходит, но давайте все же определим, что это такое, «работают, как положено».
- Порядок проведения процедуры банкротства четко регламентирован, юристы с богатым опытом заранее знают, какие документы и юридические действия потребуются в определенном случае.
- Как правило, компании по банкротству предлагают проведение процедуры «под ключ», то есть полное сопровождение.
- Финансового управляющего вам предоставляет компания, которая проводит банкротство.
- И, наконец, перед тем, как начинать процедуру, необходимо выяснить, как она будет проходить.
Из этого следуют следующие выводы:
- Если порядок проведения процедуры четко регламентирован, значит можно заранее подготовить необходимые документы и спланировать действия, насколько это возможно. Конечно, на 100% все предусмотреть нельзя, но какие-то рядовые вещи – можно.
- Так как компания по банкротству заявляет о полном сопровождении в процедуре, и предоставляет своего финансового управляющего, то и взаимодействовать с финансовым управляющим и решать текущие задачи должны юристы, а не сам должник.
- Порядок работы с конкретным финансовым управляющим и компанией устанавливается не индивидуально под должника, а индивидуально под финансового управляющего или юридическую компанию, поэтому формат взаимодействия и какие-то организационные нюансы можно проговорить заранее.
Бывают в процедуре непредвиденные случаи, но если возникает прям желание пожаловаться на финансового, то это потому, что вас либо заранее не предупредили, какой будет формат взаимодействия с финансовым управляющим в процедуре, либо финансовый управляющий или юристы просто не доработали свои обязанности. Чаще всего, и то, и другое вместе.
Как процедура проходит, например, у нас, в компании NetDolgov. О том, что будет происходить в процедуре, какой порядок действий, какие нужны документы, и что мы можем предложить, мы озвучиваем сразу на первой консультации. В дальнейшем мы придерживаемся изначально намеченного плана. Если нужно предоставить дополнительные документы, то предупреждаем заранее.
Сама же процедура проходит без участия клиента, то есть на судебные заседания ходим мы сами, сами отслеживаем дело, мы взаимодействуем с финансовым управляющим, если возникает необходимость решать какие-то дополнительные вопросы в судебном порядке, это тоже делаем мы. Прожиточный минимум выдаем регулярно, каждый месяц. То есть клиент не переживает о своей процедуре, не напоминает, а получает готовый результат в заранее установленные сроки.
Хотите так же – обращайтесь: NetDolgov
Если у вас не так, то, кто виноват, мы уже выяснили, теперь давайте разбираться, что делать.
Это зависит от того, к какому результату мы стремимся.
Если ваша цель заключается в том, чтобы побудить финансового управляющего к исполнению обязательств и быстрому и успешному завершению процедуры, то жалоба на действия финансового управляющего – это крайняя мера, к которой стоит прибегать тогда, когда не сработали все иные методы.
Почему.
Последствия удовлетворения жалобы на действия финансового управляющего следующие:
- Отстранение ФУ от дела – это затянет дело на 4 месяца, плюс вам придется искать другого управляющего, плюс есть вероятность того, что новому управляющему придется проводить все мероприятия заново, что опять же затянет сроки;
- Лишение статуса арбитражного управляющего – это также влечет отстранение ФУ от дела, а значит нас ждут все те же последствия, что и в пункте выше;
- *Штраф – если привлечение к ответственности связано с нарушением антимонопольного законодательства при проведении торгов. Штраф не вам, а государству, поэтому должник не получит от этого никакого преимущества.
И самое неприятное. По тем причинам, которые чаще всего вызывают желание пожаловаться на действия финансового управляющего, судьи часто отказывают в удовлетворении жалоб. Но! Жалоба не замотивирует финансового управляющего активнее заниматься вашим делом, а наоборот вызовет обиду, и результат будет скорее противоположный тому, к которому вы стремились.
То есть финансовый управляющий может обидеться, и у него появится больше желания навредить, чем помочь.
Да, это совершенно не то, что прописано в Законе, но такова суровая реальность, мы живем в далеко не идеальном мире.
И, по сути, жалоба – это инструмент наказания, а не побуждения к действию, а нам же нужно получить результат, который даст ощутимый профит лично для нас. То есть наша цель не эфемерная справедливость, а конкретный физический результат в нашем деле.
Поэтому переходим к тому, какие же действия помогут решить задачу мягче, но эффективнее жалобы на финансового управляющего.
Если юристы, которым вы заплатили за банкротство не взаимодействуют с финансовым управляющим, то есть, по сути, не выполняют свои обязательства, то этим придется заняться самому должнику.
Это означает, что нужно связаться с финансовым управляющим, контакты можно найти на ЕФРСБ, уточнить, что требуется от самого должника, сделать то, что требуется, в некоторых случаях потребовать исполнения обязанностей. Например, можно с твердым настроем напомнить о прожиточном минимуме, согласовать его получение.
Если сделать это не получается в неформальном виде, то нужно направить соответствующие запросы официальным документом на почтовый адрес финансового управляющего. Если эти мягкие методы не сработают, и все же придется писать жалобу, то нам потребуются документы, подтверждающие направление соответствующих запросов, и то, что финансовый их проигнорировал.
Это нужно сделать в первую очередь, но мы не забыли, что юристы не отработали то, за что вы заплатили, так что сейчас переходим к ним.
В отношении юристов рекомендации совершенно не юридические, а, скорее, дипломатические.
Лайфхак: надо крепко присесть на уши своим юристам.
То есть, если ваше дело продвигается туго, то ускорить процесс может то, что вы будете регулярно звонить, интересоваться своим делом, напоминать о себе и об обязательствах ваших юристов заниматься вашим делом. И, вообще-то, на секундочку, если вы изначально обговаривали полное сопровождение процедуры, то взаимодействовать с финансовым управляющим должны ваши юристы, а не вы.
Превращаться в коллекторов не нужно, но звонить раз в неделю – это нормально.
То же самое касается и финансового управляющего, ему можно и нужно звонить, напоминать о себе.
Что я имею в виду: если вы постоянно на слуху и постоянно перед глазами, то тут уже невозможно о вас забыть, и им захочется поскорее завершить ваше дело.
Да, это не то, чего вы ждали, но имеем, что имеем, и такая тактика более результативна, нежели жалобы. Также нужно заранее понимать, что в банкротстве бывают обстоятельства, которые влияют на сроки процедуры, но не зависят от финансового управляющего. Это нельзя исправить при всем желании, но, если взять дело на постоянный контроль и помогать финансовому управляющему, можно устранить другие потенциальные причины затягивания дела.
Почему именно так.
Если вы проходите банкротство по своей инициативе, и финансового управляющего вам предоставили «своего», то ни ваши юристы, ни ваш финансовый управляющий не заинтересованы в затягивании дела. Они просто не делают всего, что необходимо для быстрого и комфортного проведения процедуры, просто не заморачиваются. Исключение составляют случаи, когда у вас в договоре не зафиксирована конечная стоимость, а вы просто платите помесячно, тогда может быть интерес затянуть ваше дело.
Сама по себе жалоба не дает желаемого результата напрямую. Да, финансовый управляющий может получить какое-то наказание за бездействие, но это не означает, что вы тут же получите желаемый результат.
Часть возникающих споров с финансовым управляющим разрешаются совершенно другим механизмом: например, разрешение разногласий с финансовым управляющим в отношении стоимости имущества или исключение имущества из конкурсной массы осуществляются в судебном порядке. И не жалобами. И такие вопросы должны отрабатывать ваши юристы.
У финансового управляющего в процедуре особая роль, без действий именно финансового управляющего даже судья не может совершить некоторые другие процессуальные действия. Так что если вы не меняете финансового управляющего, то вы зависите от решений того человека, на которого жалуетесь.
Если вы обращаетесь к сторонним юристам за разрешением разногласий с финансовым управляющим, которого вам предоставили другие юристы, то у ваших новых юристов меньше рычагов воздействия на финансового управляющего. В их распоряжении официальные юридические конструкции: те же жалобы, оспаривание действий в суде. И, возможно, где-то чуть-чуть дипломатия, то есть возможность договориться. Но за это вам придется платить отдельно. А вот у тех юристов, которые вам финансового предоставили, с ним мир, дружба, жвачка. Они буквально могут с ним договориться по-свойски.
Так они еще и неполностью вам услуги оказали – вот, пусть отрабатывают.
А вот если ничего из вышеперечисленного не сработало, тогда можно переходить к жалобам и обращаться к сторонним юристам.
Но жалобы стоит воспринимать не как рядовой конфликт, а как крайние меры.
Потому что после подачи жалобы ваши интересы для финансового управляющего отходят на задний план, его задача отбиться от жалобы. А вот когда он это сделает, то обязательно вспомнит, кто доставил ему столько проблем.
Очень часто судьи встают именно на сторону финансового управляющего. А поскольку он является ключевой фигурой в процедуре банкротства и у него больше доступа к информации, то он может представить все события в искаженном виде так, что со стороны окажется что он никаких нарушений не допускал. В итоге жалобу отклонят, а вы с финансовым управляющим уже поссорились.
Так что не стоит торопиться с жалобами, нужно использовать весь инструментарий, и использовать его по назначению, а начать стоит с мирных, но настойчивых переговоров.
Ну или сразу обращайтесь в компанию NetDolgov, чтобы желание жаловаться на финансового управляющего не возникало.
-------------------------------------
г. Москва, ул. Каланчевская, д. 16, с. 1, БЦ "Каланчевская Плаза", этаж 4, офис 4.07.16.
Тел.: 8-495-489-93-89; 8-966-011-21-30.