Найти тему

Небольшое дополнение к вопросу о библейском сюжете «манна небесная»

Выразительное и бережное отношение к хлебу — явление, которое характерно прежде всего для древних славян. И попечительство громовержца над хлебом в рамках индоевропейской мифологии имеет чисто славянскую принадлежность. Сохранилось предание, что хлебный колос когда-то по всему стеблю шёл, снизу доверху. А глупая женщина подтёрла обмаравшееся дитя пучком колосьев или куском хлеба. В наказание за это бог провёл рукой по стеблю, обдирая злак. И вовсе бы оставил растение без зёрен, да собака взмолилась о том, чтобы хоть на её долю немного осталось. На этом бог и порешил, задержав руку. Вот почему колос теперь небольшой, только на самой вершине стебля. «Хлiб святый», так говорили в Малороссии. И в народной русской песне, записанной в начале XIX века, возглашается: «Эту песню мы хлебу поём, слава! Хлебу поём, хлебу честь воздаём, слава!».

Сказать о хлебе худое почиталось большим грехом, — бог обязательно накажет неурожаем. Потому запрещалось хлебом сорить или катать из хлеба шарики, а проронивши, хлеб полагалось поднять и поцеловать. И кто не брезгует хлебом, тот не изведает нищеты и доживёт до самой старости, не побоится ни грома, ни грозы и не утонет в воде. В Малороссии хлебные крошки полагалось тщательно собрать, чтобы затем скормить домашней птице. На великорусских братчинах крошки, оставшиеся после пира, подбрасывали в воздух, дабы нечистая сила не испортила деревень и полей. Сопровождавшие заклание быка, братчины были посвящены громовержцу. Поэтому хляби небесные есть ничто иное как небеса в виде кучевых или перистых облаков, насыщенных влагой, будто злачные поля, насыщенные хлебными зёрнами, являются хлебом небесным, — ведь вода, как и хлебные злаки, — основа жизни. Подобно тому как вода, проливаясь каплями дождя на землю, даёт хлебному колосу на полях возможность идти в рост, так и естественное горение воды в мировом океане, испаряя мельчайшие капли, как бы дождь идущий в небо, даёт хляби на поле небесном возможность прирастать в облаке. Отсюда тучные облака, как «жирные», где тук — жир, состоящий в массе своей из воды, или одним словом тучи, как насыщенные влагой облака; тучные люди. Сохранились известия об отворачивании грозовых туч «хлебной лопатой», что также указывает на скопление облаков как на «хлеб небесный», о котором упоминается в Библии как о «манне», — причине грядущего урожая, которым все и насытились. Разверзлись хляби небесные, обрушились на землю проливным дождём, дождём со снегом, градом как манной небесной. Завидев тучи на небе, можно было надеяться на грядущий урожай хлебных злаков и на жирную жизнь, исполненную достатка и счастья вместе с богом-громовержцем. 

Град с дождём.
Град с дождём.

Таким образом, хлябь должна рассматриваться как круговорот воды в природе, так как по-болгарски и по-белоруски слово хлеб произносится как «хляб».