Интересно, просыпаться за пять минут до будильника – это диагноз? Этот раз не был исключением. Сон был спокойным, в доме царила легкая прохлада, именно такая, при которой спится особенно хорошо. В голове щелкнул включатель, биологические часы заставили открыть глаза, три часа ночи – пора.
Мазохист! Воскликнет «здоровый человек», услышав об ультра-марафоне, тем более горном. Возможно в этом есть доля истины. В любом случае будет тяжело, в любом случае не выйти сухим из воды, доля страданий неотъемлемый спутник таких «приключений». Автобус полон «мазохистов» и едет он не в лечебное учреждение, а вожделенному событию, к которому готовятся далеко заранее. Почти все молчат, кто-то спит, кто-то делает вид, что спит. Разговорами разве, что пытаются завуалировать предстартовый мандраж. Огромное лобовое стекло, как магнит притягивает к себе Таганай, все ближе и ближе, машина стоит на месте, а горы надвигаются, наваливаются со всех сторон, они живые они старше всех нас вместе взяты и останутся после нас, кого-то как пылинку смахнут со своего плеча.
В этот раз не было «Нас не догонят», напевали сами, как могли. Традиции нельзя нарушать, традиции – это почва, от которой нужно оттолкнуться, чтобы двигаться вперед. Обратный отчет и старт.
Редкие туристы пропускают, приникнув к краю тропы, здороваются, желают удачи. Пихты смотрят с высока. Сколько таких они поведали на своем веку. Березы склоняются над тропой, создавая арки, выгибаясь, как кошки. Километры наматываются на руку, как браслеты, затекают в часы пикают, жужжат, напоминают о себе. Первые из них самые самодовольные, одни из самых быстрых, как молодые волки. Даже первый подъемчик до «Белого Ключа» извиваясь быстро прыгает под ноги и перемалывается двумя сотнями кроссовок, оставаясь позади, даже не отпечатавшись в памяти.
«Гремучий Ключ» совсем не далеко. Тропа выдавила из себя сотни камней и корней. Как свадьба змей и черепах она карабкается вверх впереди нас, ломает деревья, бросает поверженные стволы под ноги. Раньше этот подъем казался тяжелым, но не в рамках Ультра-марафона, здесь расстояние воспринимается абсолютно иначе, здесь создается впечатление, что в начале пути расстояние сжимается, как пружина, но только лишь с одной целью – выстрелить и растянуться, выплеснуть накопленную энергию в конце маршрута. Так и сейчас, «Гремучий Ключ», «Откликной Гребень» кажется не отнимают много сил и исчезают быстрее. К тому же «Откликной» опять спрятался в дымку тумана и посапывает себе, не беспокоясь о наших потугах.
Приближается «Круглица». Мерно дышит и грозит набежавшей тучей. Просто так с этой горы мы не уйдем. Как заправский хищник она подпустила нас поближе, насторожилась, задержала дыхание… Дождь сделал перемещение по курумнику опасным мероприятием. Люди приникали к голым камням, прижимались к ним, сползая вниз, как букашки. Падали, низвергались ругательствами, стекали, как вода, ищущая проход среди камней. Медленно, опасливо следовали разметке, подгоняемые дождем.
Лесная тропа, извивающаяся ручейком меж уставших деревьев, как глоток чистого воздуха после мертвенно-голых камней «Курглицы». Ноги сами несли вперед, ноги соскучились по таким тропам. Поваленные деревья придавали особого шарма в этом сбегании к приюту «Таганай». Бодрость духа и грация в движениях еще присутствовали, несмотря на промокшую до нитки одежду. Одежда высохнет, а память о борьбе останется.
Нижняя тропа, как воспоминания о детстве – практически всегда одинакова. Как взбуровленная неаккуратными строителями мостовая пролегает она своим колючим телом до самого подъема к «Метео Станции». Местами залито ее тело молчаливыми или звенящими лужами, их не нужно оббегать, только по прямой, не разбирая дороги, это понимание приходит с опытом, но так на самом деле удобнее и быстрее. Пять километров относительно плоской тропы, очищающей, как стиральная доска и вверх!
«Метеостанция» коварная гора. С первых шагов кажется простой. Пологие подъемы, живописная тропа. Но скоро становится понятно, что это изматывающий труд, подъем практически не прекращается до самой вершины. Однако, сложилась уже привычка обязательно забегать до самой ее ветреной макушки. Ее склон похож на жизнь человека. В самом начале это высокие и стройные деревья, полные энтузиазма, обгоняющие друг друга за погоней к свету. В середине пути деревья гнутся и горбятся под гнетом лет и жизненных ран, а в конце остается только голый камень, напоминающий о былом величии своими метафорическими формами.
Вершине нет дела до бегущих, у нее свои заботы: пригладить вихор тундре, умыть лицо камням. Какое ей дело до каких-то бегунов. Встретил нас только туман, с любопытством приникая сотнями тысяч капель в каждую складку одежды, спрыгивая отчаянно с козырька кепки на истоптанную тропу. Новый перекус и снова вниз, чтобы подняться на новую вершину.
Одиночество. Хорошее ли это состояние? Посреди тайги, наперегонки с горным ручьем, бежать в состоянии полного одиночества, не видя перед собой и за спиной ни одной живой души. Только голоса леса только журчание воды под ногами и звуки шагов. Заставляет задуматься, наверное, это один из лучших моментов на всей дистанции. Тропа знакомая, как старый друг, воздух приятен и чист, дыхание ровное, подъем давно позади, а новый не так уж и скоро.
Из тишины, как салют среди темной ночи выскочили люди. Очередной пункт питания, поддержка совершенно незнакомых людей, абсолютно искренняя и такая необходимая. Ведь у самых ног новая вершина, сложная, ведущая на незнакомую тропу – «Ицыл». «Вечный ветер», голыми останцами манит к себе, по иронии судьбы на вершине ветра практически не было. Все тот же туман и красно-белая лента, как маяк для незадачливых моряков. Узкая тропка небольшим серпантином затаскивала, подкидывала вверх, одновременно цепляясь за ноги делая их тяжелее, накручивая усталость. Однако и эта вершина оказалась на удивление «быстрой», предвкушение борьбы оборвалось с появлением курумника, хотя и приходилось переходить на шаг.
Автономка. Наверное, самый скучный и изматывающий отрезок пути. Однообразный лес, в сравнении с постоянно меняющимся Таганайским рельефом и меняющимися климатическими зонами быстро наскучил. Даже разметка появлялась на этом участке крайне редко, а ведь бежать от вешки к вешке – еще один способ «сократить путь». Кажется, что эти километры тянутся вечно и хочется бежать быстрее, вытащить тело из трясины времени.
После брода стало веселее. Соединились две дистанции, на пути начали встречаться «Тридцатчики», вероятнее всего самый их хвост, потому, что обгонять их было забавно. Держа в голове мысль, что пройдена уже большая часть пути, а ты заправски оббегаешь плетущихся бегунов, веселила. Начиналась игра – ищи спину, догоняй и обгоняй, в погоню за новой спиной. Эта забавная игра не давала заскучать. Иногда приходилось обходить целые вереницы атлетов, таких чистеньких и забавных, таких уставших и таких целеустремленных. Хотелось каждого похлопать по плечу и взбодрить.
После километров 20 одиночества такое развлечение сильно увлекало. Незаметно подкралась «ЛЭП-ка». Эта коварная змея, которая не один раз перечеркивала своим чешуйчатым телом все планы. Однако в этот раз настрой был решительным. Игра продолжалась. Спина, обгон, новая спина… Слава Богу спин там хватало! Ни в коем случае не шаг, только бег, не дать сломать себя этому последнему препятствию, только не сегодня. Вот уже маячит красавец «Тургояк», вот уже манит блеск его прозрачных вод. Веет прохладой от его мерного дыхания, близко, совсем близко… еще какие-то 10 километров и долгожданный финиш.
На удивление «ЛЭП-ка» кончилась быстро и скорее спуски приносили дискомфорт, чем подъемы, казалось ползти вверх можно еще и еще, но вниз ноги путались, подводили провоцируя на нелепое падение. Однако, все заканчивается. Впереди маячит «Лаборатория настроения» и «Лысая гора», на фоне минувших испытаний, это показалось плёвым делом. А дальше только комфортный спуск, снова игра с бегущими спинами и финиш. В душе осталось чувство удовлетворенности собой. Чувство, что ты в своей стихии, что ты часть этой природы и этого мига в гигантских песочных часах времени.
#ТаганайТургояк #тату #Ультра #Ультрамарафон #бегвгорах #ТаганайТургояк2023 Горный ультрамарафон «Таганай - Тургояк»