Как хорошо, когда ребенок послушный!
Некоторые взрослые считают это качество характера одним из основных, которые важно воспитать в ребенке и желают ему на день рождения «быть послушным и радовать маму и папу».
Послушание – это следование установкам и выполнение заданий, полученных от родителей или других авторитетных людей.
Послушный ребенок – это ребенок управляемый и контролируемый.
Сказали не бегать и сесть – он сел. Сказали не плачь – он перестал. Сказали есть кашу – он ест кашу, независимо от того, хочет или нет.
Удобно и легко, да? Да. Для родителя.
Но детей мы приводим в эту жизнь не для собственной легкости. И известно, что воспитание детей – тяжелый труд.
Воспитание ребенка требует от родителей большой самоотдачи, терпения, мудрости, временного отказа от некоторых своих желаний и увлечений.
Как сделать ребенка послушным?
Лишить чего-то важного, базового, жизненно необходимого – любви, принятия, расположения и теплого эмоционального контакта с самыми важными людьми - мамой, папой или другой значимой фигурой - тогда точно выполнит все, что надо родителю и станет таким, как велено.
Быстрее всего добиваться послушания через страх и отвержение. Шлепнуть, оттолкнуть, сказать как родителю стыдно за него, отстраниться, продемонстрировать свое неприятие ребенка или его поведения мимикой, жестами, криком, злым и обидным словом, замолчать на несколько дней.
Вот теперь-то он точно поймет, что надо слушаться!
И да, понимает.
Только какой ценой?
Подавлением и отчуждением своих эмоций и желаний, отказ от самого себя в угоду желания или требования взрослого, через ощущение внутренней боли от внезапного появившегося ощущения «я не такой, я не нравлюсь, я плохой».
Это болезненное ощущение – стыд.
Одна из самых токсичных и разрушающих эмоций.
Любовь и принятие родителем ребенка важны для него как воздух.
Ради того, чтобы получать родительское одобрение ребенок готов на многое – в том числе и отказываться от своих желаний и потребностей.
Когда родитель дает ребенку проявляться, слышит его желания, удовлетворяет разумные и не вредящие – ребенок остается самим собой, «живым», активным, интересующимся, радостным и искренним.
Он чувствует, что он важен и его любят во всех его проявлениях.
Воспитание послушного ребенка – это постоянные предъявления ему требований.
Это посыл «поменяйся».
Родителю сложно сталкиваться с детской непосредственностью, капризами, протестами, непослушанием, постоянным желанием играть, познавать мир разными способами.
Такой какой есть ребенок на данном этапе развития не нравится, не устраивает, не подходит.
Родитель хочет уместить ребенка в тот трафарет, который есть в его голове, считая, что воспитание – это процесс постоянного улучшения и исправления ребенка.
Взрослые транслируют ребенку условную «любовь».
Когда он выполняет их требования и соответствует родительским ожиданиям и представлениям, ребенок получает суррогат тепла и любви.
Послушный, убрал игрушки, помог маме и съел кашу - заслужил "люблю".
❌ Любовь не надо заслуживать, и любят своего ребенка не за дисциплину, послушание и порядок. А за то что он есть и вот именно такой - уникальный, разный, ни на кого не похожий, с массой достоинств (которые надо уметь заметить) и своих особенностей.
В противном случае воспитание = дрессировка.
Известная картина «Опять двойка» художника Фёдора Решетникова, созданная в 1952 году, хорошо иллюстрирует подобное условное отношение к ребенку:
К чему ведет воспитание послушного, управляемого, удобного ребенка?
Обычно это строгие, контролирующие, тревожные, гиперопекающие родители.
Подобное их отношение инвалидизирует ребенка, изолирует от любого опыта вообще, максимально отстраняя от ответственности, лишая возможности действовать самостоятельно, принимать решения, ошибаться и справляться с трудностями.
⛔ Послушные дети не умеют проявлять инициативу.
⛔ Он ведомые, им сложно сформировать внутренний стержень, собственные взгляды и отношение к людям и ситуациям, т к ими постоянно руководят и управляют, говорят что, когда и как делать.
⛔ Они не умеют принимать свои решения.
⛔ Не умеют защищать себя и отстаивать свои границы, т к дома запрещено бунтовать, высказывать и отстаивать свое мнение, не соглашаться, протестовать.
⛔ Такие дети лишены спонтанности и естественности, детской непосредственности, замкнуты или, наоборот, гиперактивны, часто агрессивны, имеют проблемы с концентрацией и вниманием (из-за тревоги) и иногда и проблемы в общении со сверстниками.
⛔У них сложно проходит сепарация с родительской фигурой
⛔ Даже во взрослом возрасте они ждут одобрения от окружающих
⛔ Часто вступают в зависимые отношения и чувствуют себя жертвой.
Многие родители говорят: «А как же тогда воспитывать? Разрешать все, что он хочет?»
Нет.
С детьми обязательны правила и распорядки.
Без этого границы не сформируются и ребенок станет неуправляемым.
Но не менее важно слушать и уважать детские желания, искать компромисс, разговаривать, слушать, объяснять. Видеть в ребенке Личность с уже готовым набором качеств и характеристик, которые надо учитывать.
В воспитании важен баланс.
Чуткость, любовь к ребенку и творчество родителя помогает его выстроить.
А вот жесткие границы, холодная строгость, большая дистанция неуместны.
Нужно уметь договариваться с ребенком, создавать условия, когда выполняются и родительские желание, и желания ребенка.
В таком родительском подходе помимо «надо» есть уважение, принятие, ребенок чувствует, что он услышан.
Послушание - не цель воспитания.
Цель — это счастливый и здоровый ребёнок, самостоятельный и инициативный.
Способность настоять на своём, вера в свои силы, нормальная самооценка — всё это не сформируется без возможности открыто проявлять себя, высказывать и отстаивать свое мнение даже через конфликт, протест и бунт.
Послушным взрослым, выросшим из послушных детей, страшно что-то менять в жизни, они не готовы рисковать.
Неспособность принимать свои, в т ч и нестандартные, решения - тормоз в их социальной жизни и личностном развитии.
Послушные дети хороши для родителя.
Часто это тревожные отличники, посещающие множество кружков и секций, хорошо воспитанные, угодливые и услужливые.
Успехи и в школе, и в рисовании, и победы в фигурном катании и в шахматах.
Они, и становясь старше, продолжают слушаться – поступают по совету родителей в престижные (но неинтересные для них) ВУЗы, девочки выходят замуж (потому что пора), рожают детей (тоже пора, окружающие спрашивают «Ну когда же?»)
Красивая внешняя картинка кажущегося успешного успеха.
А их внутренняя картина медленно и болезненно открывается в работе с психологом, обнажая совершенно несчастную, не знающую себя и своих желаний личность, отчаянно нуждающуюся в любви, принятии и поддержке родителя, которую так и не удалось получить, даже такой дорогой ценой…
Автор: Юрьева Анна Валерьевна
Психолог, Личностно-ориентированная терапия
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru