Окончание... А тут начало:
После успешно произведенного Борисом Аркадьевичем взлета и набора крейсерского эшелона я получил от старшего бортпроводника свой кофе, выдвинул столик, выдернул свежую погоду из принтера и призадумался...
Погода в Минске, что называется шептала... "Займи да выпей... Или выпей на свои... А лететь сюда... Не надо... Не стоит, честное слово....". То есть все вроде бы было в полном порядке... Кроме ветра... Если в момент принятия решения на вылет направление ветра было 320 градусов (если что, направление это ОТКУДА дует ветер), то теперь он подворачивал и был уже 30 градусов. То есть из практически встречного (посадочный курс 311 градусов) стал почти боковым. И думалось мне, что к моменту нашего прилета он таки достигнет заветной отметки в 40 градусов, то есть станет строго боковым. А учитывая порывы до 15 м/с (30 узлов) дело начинало принимать интересный оборот.
-Борис Аркадьевич! Как вам погодка в Минске? Есть ли мысли на этот счет?
-Там, Андрей Евгеньевич, полоса сухая. А значит и ветер не критичный. Сесть сможем!
-Хммм. А сможем - это лично вы или лично я?
-Это лично наш экипаж, Андрей Евгеньевич!
Ну да. Тут, надо признать он меня уел. И прям красиво-то как.
-Отлично, Борис Аркадьевич! Тогда действуем по ранее утвержденному плану. Вы пилотируете, а я вам, по мере сил, помогаю!
-Уес, кэптэн...
-И обратите особое внимание на уход с полосы 31 в зону ожидания. С таким ветром, как бы не понадобилось...
С этим ветром Борис Аркадьевич, конечно, влип. 30 узлов это несколько больше, чем допустимо для автоматической посадки - поэтому придется вручную... А вручную - не факт, что получится. Был бы он, собака, хотя бы ровным, ан нет - 03010G15MPS - ветер 30 градусов 10м/с (20 узлов), с порывами до 15 м/с (30 узлов). Да и вообще - 30 узлов это практически ограничение для бокового ветра на посадке. Жестко там все...
-Командир! - о, а вот и задний ряд прорезался, - Какие-то сложности?
-Да нет, мужики. Все в порядке. Это у нас с Борисом Аркадьевичем мелкие неприятности на работе.
-Но мы же в Минске сядем?
-Не знаю... Это не мне решать... Я не судья...
-В смысле?
-Ну как... Сесть вы можете только по приговору суда. Или вы имели ввиду - получится ли у нас выполнить посадку в аэропорту назначения? Тогда да, получится! Рано или поздно... Куда мы денемся!
И напрягшиеся было мужики заулыбались. "Если командир шутит - значит все в порядке!" - наверняка они сделали именно такой вывод. Ну да, ну да... Просто у меня чувство юмора своеобразное. Люблю я пошутить. Как тот ковбой...
А вот насчет уверенности в посадке - не все так просто. То есть ничего страшного произойти не должно - просто можем не сесть с первого раза. И со второго - тоже. Даже с третьего. Впрочем, меня это не сильно напрягает - если что, вернемся в Москву. Вот уж действительно - не в первый раз! А Минск... Он, если честно - не манит. Вот мы сейчас летим на высоте более 10 километров, но впереди внизу, именно там, куда нам и нужно - все затянуто сероватыми облаками. Но делать нечего. Снижаемся.
На снижении, примерно с 10 тысяч футов (3 км), после входа в облачность начало ощутимо потряхивать. А облачность оказалась не сплошной, а очень рваной - то землю видно в разрывах, то синее небо и солнце. И кого я обманываю - я очень люблю такие заходы - это безумно красиво! Но, с другой стороны, чувствуется мощь стихии - прямо физически ощущается какая пылинка наш самолетик между этими облаками... А потряхивало все сильнее и сильнее. Да и цифра текущего ветра на навигационном дисплее не добавляла оптимизма - там и 40 и 50 узлов мелькало. Это уже... ураган. У земли, конечно, поменьше будет, но...
-Борис Аркадьевич! Заходим в config 3? (третье, предпоследнее положение закрылков)
Вот, на взгляд наблюдателя вроде бы спросил - а на самом деле напомнил!
-Да командир. В config 3! Ииии, давайте - flaps 1! (Закрылки в положение 1)
И только я положил руку на рычаг закрылков как зашипела рация:
-Белавиа. Уход. Сдвиг ветра. Набираю 3000 по прямой...
Неприятно-то как. Они на 737NG. Принципиально он от нас не отличается...
-Speed checked. Flaps 1. (Проконтролировал скорость, Выпустил закрылки в положение 1).
Я чуть протянул с выпуском - ждал пока перестанет запрыгивать скорость.
- Flaps 2. Gear down! (Закрылки в положение 2. Выпустить шасси)- продолжает командовать Боря. А нас прям трясет... И мы пока еще на автопилоте... Как бы ему намекнуть, что хорош, выключай его нафиг...
-Speed checked. Flaps 2. Gear down!
Долго, блин. Долго падает скорость. Мы почти у входа в глиссаду, сейчас директор рванет вниз, а мы еще не довыпустились... А вот и земля показалась в разрыве... Хорошо идем - вон она полоса, в моей левой форточке. Если сейчас пассажиры левого борта смотрят в иллюминаторы и видят в них полосу... Надеюсь, они не догадаются, что это та самая, на которую мы садимся...
-Flaps 3!
-Speed checked. Flaps 3. Glideslope! (Глиссада)
-Ага! - сказал Боря и выключил автопилот. Вот теперь он молодец. вот теперь он ум...
-WINDSHEAR AHEAD! WINDSHEAR AHEAD! WINDSHEAR AHEAD! (Сдвиг ветра впереди)
-Go around! Flaps! (Уходим! Закрылки убрать на одну позицию) - ни секунды не сомневаясь, скомандовал Борис Аркадьевич.
Ну что ж... Все верно... Ушли... Этого стоило ожидать. Контролирую рост оборотов, убираю закрылки в положение 2 и жду когда стрелочка вертикальной скорости устремится вверх.
-Positive climb! (Положительная вертикальная скорость)
-Gear up! (Убрать шасси)
-Gear up! (Убрал шасси)
И вот тут самые въедливые читатели спросят - а почему это "ни секунды не сомневаясь"? Ведь этот ваш "WINDSHEAR AHEAD" вы, пилоты, периодически игнорируете? Это потому, что Боря неопытный, да? Струхнул паренек? А вот и нет! Он как раз оценил ситуацию очень быстро и принял единственно верное решение! Поясню подробнее. Predictive Windshear (предсказание сдвига ветра) это функция нашего метеолокатора. А он умеет делать всего одну вещь, но делает он ее хорошо. И вещь эта - обнаружение влажных и/или пыльных и/или наэлектризованных воздушных масс. Нетрудно догадаться, что просто влажные воздушные массы - это облака. Влажные и наэлектризованные - это грозовые облака. А теперь представьте, что наш метеолокатор обнаружил, что одна такая влажная масса очень быстро смещается относительно другой. Что он должен в этом случае подумать? Правильно, что это и есть тот самый пресловутый "сдвиг ветра". И именно об этом он нас и предупреждает - "WINDSHEAR AHEAD!". Однако, представьте, что мы выполяем посадку в штиль в засушливом Оренбурге. И в этот момент он выдает тот самый "WINDSHEAR AHEAD!". Вы меня извините, но:
1) У нас штиль у земли, как нам сообщил диспетчер и штиль на высоте 2000 футов. где мы сейчас находимся, как нам подсказывает самолет. То есть вероятность того, что между нами и землей есть некий слой ветра... Такая себе...
2) Сухо. Очень сухо. То есть нет тех влажных воздушных масс, которые может видеть метеолокатор. Да и штиль - то есть и пыли в воздухе нет. Ничего он видеть в этих условиях не может. Не работает он в сухом и чистом воздухе.
3) Предыдущие борты не докладывали ничего такого. Это тоже - важный фактор.
Поэтому и можно сделать вывод, что это предупреждение сделано ошибочно и продолжить заход. В нашем же случае - есть и ветер, причем сильный и порывистый. Есть и облака - вон они носятся рваниной. Есть и борт Белавиа, котрый не смог сесть именно из-за сдвига ветра. В этой ситуации игнорировать такое предупреждение мы не имеем права! То есть Боря поступил абсолютно правильно.
Однако, раз мы устойчиво набираем высоту и никакого подвоха более не ждем, пора и доложиться:
-Уход, сдвиг ветра, набираю 3000 на по прямой на KAZAL, жду дальнейших указаний.
-Правым следуйте на точку GIFLI, набирайте 6000, оставайтесь в зоне ожидания.
-Ладно, Борис Аркадьевич. Сейчас явно опять дадут попробовать Белорусам, мы следующие. Готов?
- Готов. Но теперь твоя очередь, командир!
Хитрый парень. Но зря он это - в уходе его вины никакой нет, да и ошибок он не совершил. Поэтому, давай-ка, еще одна попытка твоя... А там посмотрим.
- Нет, Борис Аркадьевич! Продолжай сам. You have control!
А дальше Белорусы опять исполнили уход, а нам повезло и мы сели. Белорусы сели следом за нами и, так как никто более не ожидался, ветер немедленно стих за ненадобностью...
-Блин, мужики... - сказали техники, выходя из кабины - А мы все мокрые. Больше не будем... над белыми рубашками вашими смеяться...
-Да вы что! - сказал на это Боря... - Это так, разминка! Вот садились мы как-то в Марселе... Вот там было дело!
-Так, Борис Аркадьевич! - пришлось мне остановить готовый разлиться поток Бориного красноречия, - У вас все бумаги заполнены?