Считается, что на сегодняшний день в мире существует всего 15 картин Леонардо да Винчи, две из которых находятся в Эрмитаже. На обеих картинах изображена Богородица с младенцем, но они значительно отличаются по технике исполнения.
Картина под названием "Мадонна с младенцем" кажется радостным изображением, где Мария, казалось бы, радуется Иисусу. Однако, если присмотреться, четырехлепестковый цветок напоминает крест, что намекает на будущую смерть Христа.
Картина "Мадонна Бенуа" (1478-1480) - одна из самых известных работ в Эрмитаже. Первоначально она называлась "Мадонна с младенцем", но свое современное название получила в честь последней владелицы, жены архитектора Л.Н. Бенуа.
Это ранняя картина Леонардо, совершенно уникальная для своего времени. Несовершенные черты лица женщины и флорентийская мода XV века, делают ее похожей на обычную жанровую сцену.
Несмотря на это, картиной заинтересовались в Англии в 1912 году и хотели купить за 500 000 франков (около 200 000 рублей). Семья Бенуа хотела, чтобы картина осталась в России, и продала ее Эрмитажу за 150 000 рублей.
«Мадонна Литта» (середина 1490-х)
Леонардо да Винчи написал картину с двойным названием: "Мадонна с младенцем" и "Мадонна Литта", названная в честь герцога, которому принадлежала картина до того, как она была отправлена в музей. Точно неизвестно, кто написал эту картину: некоторые искусствоведы считают, что над ней работали Леонардо и ассистент, другие полагают, что картину создал только ассистент, используя наброски да Винчи.
И до сих пор во многих странах не признают эту картину, как картину Леонардо да Винчи.
Версия "Мадонна Литта" отличается от "Мадонна Бенуа" более классическим взглядом на библейскую сцену. Лицо матери одухотворено и выражает покой и нежность. Ребенок держит в руках птенца дятла, который символизирует духовность и является знаком будущих борений Христа. На заднем плане картины расположены симметричные окна, из которых открывается вид на горный пейзаж, служащий символом гармонии и совершенства Вселенной.
Где: Большой (Старый) Эрмитаж, зал 214