Найти в Дзене

Про поля, заборы и трудности

Тверская область - главный полигон наших исследований. Одна из объективных причин - постоянные поездки по области как преподавателей и исследователей, как дачников и туристов. Географическая наука немыслима без путешествий и полевых исследований, несмотря на кажущуюся открытость всего, изобилие информации в Интернете и доступность дистанционных данных.

Где-то в полях Кувшиновского района Тверской области
Где-то в полях Кувшиновского района Тверской области

Однако географу в "поле" приходится сталкиваться со многими трудностями. И сегодня хотелось бы рассказать о тех из них, что возникают в сельских исследованиях. Впервые необходимость такой рефлексии появилась в 2016 году (после активного летнего сезона), когда я стала готовить доклад на "Ковалевские чтения" по итогу наших сельских маршрутов. Тогда пришло осознание, что многое из запланированного выполнить не удалось, отчасти - по независящим от нас причинам. В то же время, появились новые сюжеты, выходившие за первоначальные рамки работы.

Афиша Ковалевских чтений в 2016 г.
Афиша Ковалевских чтений в 2016 г.

Несколько слов о самих чтениях. Это довольно камерное мероприятие, не похожее на большие конференции, проводится в память о Сергее Александровиче Ковалеве - ученом из МГУ, который считается основателем нескольких направлений исследований в отечественной социальной географии. Его учебником по географии населения (в соавторстве) до сих пор пользуются студенты. С.А. Ковалев был учителем моих учителей, или, как сейчас говорят, наставником моих наставников. Его работы 60-х годов XX в. заложили основы экспедиционного изучения сельских населенных пунктов. И моя тема выступления возвращала к этому вопросу - как географу изучать сельскую местность в современных условиях.

Основные примеры, на которых был построен мой доклад, были взяты с трех обследованных летом 2015 г. местностей в Старицком, Кувшиновском и Фировском районах Тверской области. Выбранные территории находятся на разном удалении от Московского региона и от областного центра, чем отчасти и был вызван интерес к ним.

Основные исследовательские кейсы
Основные исследовательские кейсы

Условно все препятствия были поделены на внутренние и внешние. Первые - это изменения в самом населенном пункте, в образе жизни его жителей, затрудняющие проведение исследования. Вторые - внешние условия, определяющими процесс проведения экспедиционного исследования.

Схема основных "трудностей"
Схема основных "трудностей"

Повышенная мобильность сельских жителей, распространение «отходничества» или других форм занятости, не позволяют найти на местах нужных информантов / респондентов (чаще других - мужчин трудоспособного возраста). Маргинализация многих, живущих в сельской местности, другая сторона этой медали. Зачастую «неблагополучные» домохозяйства приурочены к многоквартирному жилому фонду, возведенному в деревнях и селах в советское время (есть интересное социологическое исследование жизни в таких домах, можно почитать здесь). Вообще, итоги советских преобразовательных процессов на селе очень интересно изучать, мы планируем об этом серию постов.

Пример "неблагополучного" жилого фонда в сельской местности (Тверская область)
Пример "неблагополучного" жилого фонда в сельской местности (Тверская область)

Замена постоянных жителей дачниками - другой яркий тренд в сельской местности. Специальные исследования дачного явления хотя и не столь редки в последние годы, но все равно ценны (в блоге о них еще будет рассказано, а пока оставим ссылку на масштабный труд географов РАН). Здесь скажу, что для традиционного сельского исследования дачники усложняют картину - бывает, что они конфликтуют с местными администрациями или вовсе исключены из социальных связей, проводя большую часть времени за высоким забором собственного дома.

Забор - не только признак дачного дома, но и новых сельских производств, часто организуемых на оставшихся фондах советских предприятий. Бизнес, который в наши дни приходит в сельскую местность, может быть не связан ни с сельским хозяйством, ни с окружающей территорией. Сфера деятельности такого бизнеса может быть загадкой и для местных жителей, и для местных администраций.

Забор вокруг территории бывшего льнозавода в с. Степурино (фото с сайта компании по установке заборов)
Забор вокруг территории бывшего льнозавода в с. Степурино (фото с сайта компании по установке заборов)

Вообще, высокий сплошной забор (из профнастила или сходного материала) - это новый символ описываемых трудностей. Ведь наблюдение - самый естественный и широко применяемый в географии метод - в таких условиях очень затруднено.

Другой метод и источник данных - интервью с работниками сельских администраций - тоже под угрозой. Мы можем лишиться возможности беседовать со специалистами, потому что не будет самих специалистов. В ходе реформирования муниципального устройства происходит объединение и ликвидация сельских поселений. Организуемые на месте бывших сельских администраций территориальные отделы не могут в полной мере заменить работу сельских глав. О том, как происходило укрупнение сельских поселений в Тверской области и какие последствия есть у этого процесса, мы еще напишем. Пока ограничимся одним сообщением, которое встретилось на новостном портале.

Cообщение жителей одной удомельской деревни, опубликованное в группе News 69
Cообщение жителей одной удомельской деревни, опубликованное в группе News 69

Последнюю группу составляют организационные трудности, связанные с планированием и проведением исследований в сельской местности. Нельзя заранее предугадать и предположить, что тебя ждет в конкретной деревне. Раньше исследователь, если он ехал в центр колхоза или в любой другой тип поселения, то приблизительно представлял, что он там найдет. В наши дни все менее структурировано, все более разнообразно.

Наличие сельскохозяйственного предприятия не всегда говорит о тесных связях данного населенного пункта с соседними. Или о том, что большая часть местных жителей занята на этом предприятии. Трудовые поездки населения становятся более разнообразными, а их направления зачастую не поддаются каким-либо логичным объяснениям. Масштабы ведения личного подсобного хозяйства также могут свидетельствовать как о развитии населенного пункта, так и об упадке, когда у жителей нет альтернативного источника доходов, кроме собственного хозяйства. Малолюдные деревни по факту могут быть дачными местами с благоустроенными домами и дворами. Обитаемые (по статистике) места могут оказаться в реальности заброшенными, а дороги, отмеченные в навигаторе - отсутствовать.

Типичная сельская дорога
Типичная сельская дорога

Для антропологов и социологов рефлексия над трудностями полевой работы - дело привычное (широко известен этот сборник, повествующий об опыте "поля" у разных исследователей). У географов такой формат - осмысление исследовательских проблем и вызовов - встречается реже. Размышления о судьбе географической науки, конечно, есть. Например, в недавно вышедшей книге собраны мнения многих о пройденном пути и перспективах постсоветской социально-экономической географии. Близка по жанру и статья А.И. Алексеева "«Идеальное» общественно-географическое исследование: каким оно должно быть?"

Один из конкретных приемов, "лайфхаков", о том, как быть в случае возникающих сложностей, можно позаимствовать у социологов. По словам В.М. Воронкова, «полевая работа не может быть жестко регламентирована», а «задача исследователя заключается в том, чтобы… постоянно включать «здравый смысл»…и уместно использовать те или иные методы».

Почему важно осмыслить имеющиеся трудности в полевой работе? Не только для того, чтобы исследователь был готов применять новые методы или искать пути решения проблем. Сказанное лишний раз подтверждает ценность крупномасштабных исследований и экспедиционных работ, которые позволяют увидеть сельскую местность во всем ее многообразии.

Где-то в полях Старицкого района Тверской области
Где-то в полях Старицкого района Тверской области