Автор: Наталия Бугримова
Как только был анонсирован марафон по современной русской прозе, я впала в ступор. Отечественную внежанровую литературу я не читала лет тридцать. Почему не читала? – первый вопрос, который так и остался без ответа. Почему бы не почитать? – второй вопрос, на который я без колебаний ответила положительно. Что читать? – третий и самый главный вопрос. Я просиживала ночи в книжных блогах, изучая ассортимент) Отечественные писатели почему-то не стали меня ждать и за эти годы «натворили» кучу книг. Пришлось составлять список, который получился внушительным. После ряда манипуляций, отсеявших книги по жанру и времени написания, всё равно остался список, который я при всём желании не смогла бы одолеть за три недели. В таких случаях я расставляю фамилии авторов по алфавиту и начинаю с верхнего пункта. Остаётся, конечно, ощущение, что самое интересное оказалось почему-то внизу, но… Короче говоря, роман Шамиля Идиатуллина «Город Брежнев» - это результат мучительного выбора и случайность одновременно.
Я заинтересовалась личностью автора, который оказался дважды лауреатом премии «Большая книга» и написал с десяток произведений. Покраснев от стыда, я вспомнила щемящее чувство тоски, одолевающее меня в книжном магазине напротив полки «Современная русская литература», когда мои глаза лихорадочно бегали от «Зулейхи» к «Лавру», а потом округлялись при виде ценников. И я с облегчением перемещалась к полке «Зарубежная классика». Тратить деньги, так уж зная на что! Поэтому хочу поблагодарить всех книжных обозревателей: вы делаете большое, нужное, важное дело. Для меня вы стали единственным маяком в море книг. Ваша помощь бесценна.
Я так увлеклась, что отвлеклась. Вернёмся к роману. Наивный советский мальчик Артур Вафин, вполне благополучный сын и. о. главного энергетика одного из подразделений завода «КамАЗ», на котором работает почти весь моногород Брежнев, он же Набережные Челны, в пионерском лагере знакомится с вожатым Виталием Соловьевым – парнем, недавно вернувшимся из Афганистана и лихорадочно ищущим себя в мирной жизни. Он учит мальчишек основам запрещённого тогда карате и его популярность среди пионеров взлетает до небес. Вернувшись домой, Артур волей обстоятельств оказывается втянутым в конфликты между подростками из разных комплексов – районов разрастающегося города. Довольно быстро мальчик понимает, что конфликты эти – дело нешуточное и опасное. На помощь ему приходит всё тот же Виталий Анатольевич, который теперь работает с отцом Артура. Наивный мальчик на наших глазах становится крепким парнем, готовым защищать свою жизнь любой ценой. Совсем рядом его отец Вазых спешит вместе с родным заводом выпустить очередной «КамАЗ» к очередному съезду КПСС, пытаясь помогать Виталию освоиться. Как это часто бывает, отец и сын ничего не знают о проблемах друг друга…
Пришло время познакомиться с ними поближе. Артур Вафин – мальчик с правильно расставленными приоритетами. К ним его новый кумир Витальтолич добавляет ещё один: «Ты мужик, значит должен защищать. Себя и своих как бы: семью, родню, землю… А тогда скажи, с порванной селезёнкой ты кого и как защитишь?.. Никогда не давай себя убить. Никому. Без предупреждения, с предупреждением – не волнует. Нет такой вещи, из-за которой ты это позволишь». Очень вовремя добавляет. Жизнь, как водится, вносит свои коррективы, вследствие чего мальчик обретает горький опыт, будоражащий сознание так, что даже взрослый человек мог бы сломаться. Виталий Соловьев – вчерашний воин-интернационалист, позавчерашний ребёнок, которого бросил отец, рано умерла мать, и не было никакого Витальтолича, а была сразу война. Казалось бы, это многое должно объяснить, но не объясняет. Всё, больше ничего о нём не скажу, иначе получится даже не спойлер, а спойлерище. Кто роман читал, поймёт, о чём я. А кто не читал, тому придётся самому всё узнать) Вазых Вафин – отец Артура. Его писатель скрывает от нас почти до конца. Показывает, как его видят жена, сын, Виталий. И. о. главного энергетика показывает. Но приближаясь к концу книги, мы вдруг видим Вазыха-мужчину, мужа и отца.
Очень меня обрадовало, что писатель поставил семейные ценности во главу угла. Это важно и очень здорово! Далее. Артур старше меня на девять лет. И выросла я в городе в десять раз меньше, чем Набережные Челны, а родители мои перерабатывали попутный газ. А ещё я – девочка. Но сколько же всего вспомнилось! Запах апельсинов и подгнившей картошки (вот не зря Идиатуллин описывает очередь в овощном – знает, хитрец, на какие кнопочки надо нажать); «сколько комсомольцев принимало участие в штурме Зимнего»; шелестящий татарский акцент (но это уже личное); «Голубой огонёк» и мужчины, выходящие покурить (курить, если что, вредно!), пока женщины обсуждают «вечную бабью осень» и ещё много-много всего… Пишет Идиатуллин об этом так, что если сердце не ноет от тревоги за судьбу героев, оно ноет от ностальгии. Пишет, не рисуя эдакий квадрат Малевича, где всё – чёрная краска. «И власть не виновата, никто не виноват, просто жизнь так устроена: справедливости в ней то ли есть, то ли нет». Пишет динамично, умело нагнетая атмосферу. При этом не даёт оценок, предоставляя читателю самому решать.
После прочтения романа остались столь любимое мною состояние лёгкой прихлопнутости пыльным мешком, тёплая благодарность к писателю, так бережно описавшему моё детство, и к вам, помогающей открыть для себя новые, такие замечательные книги!
***
Наталия, огромное спасибо за ваш глубокий, тёплый и пронзительный отзыв. Теперь эту книгу я точно куплю и буду читать.
Друзья, а вы читали эту книгу?
Наш марафон продолжается. Присоединяйтесь! Рассказывайте о прочитанном. Присылайте отзывы.
Спасибо за подписку, лайк и комментарий!