Сегодня, находясь в соцсети ВКонтакте, случайно зацепился с каким-то «знатоком» на тему «китайцы не воины». Вопрос, безусловно, философский - никто не воин, если не обучен, не вооружен и не мотивирован. Но «знатокам» виднее. Ну и Бог с ними, с такими «знатоками»! Мы не на них равняемся, не для них пишем (им, похоже, вообще ничего знать не надо - уже и так все превзошли, видимо).
Вместо того чтобы «зарубаться» с подобного рода «знатоками», расскажу всего о 2 случаях в августе 1937 г., а заодно и решу одну сложную проблему китайского оружиеведения (ну, это чтобы два раза не вставать).
После обеда 13 августа 1937 г., после 5 дней напряженных «разбирательств» международной комиссии по поводу «инцидента Ояма», силы специальных наземных операций ВМФ Японии атаковали пост китайского «Корпуса охраны порядка» у моста Бацзыцяо в северной части Шанхая. Битва за Шанхай, ставшая для Китая и Японии вторым фронтом Второй японо-китайской войны (1937-1945), началась.
В первые же дни ВВС НРА активно атаковали японские корабли, находившиеся в эстуарии Янцзы, заливе Ханчжоу и реке Хуанпу, разделяющей Шанхай на две части - Пуси (где располагается Международный сеттльмент) и Пудун (где располагались многочисленные склады и пакгаузы). Главной целью был крейсер «Идзумо», флагман японского III флота, с 1932 г. исполнявший обязанности стационера в Шанхае.
Однако все атаки не достигали цели. Но китайские летчики продолжали бомбить и штурмовать позиции японских войск в Шанхае и не оставляли попыток потопить «Идзумо», на котором располагалось японское командование.
17 августа 1937 г. пилот 25-й авиаэскадрильи 5-й истребительной авиагруппы Янь Хайвэнь выполнял задачу по уничтожению японских позиций в Шанхае, управляя многоцелевым истребителем Curtiss Hawk III. Зенитным огнем его самолет был подбит и Янь Хайвэнь был вынужден спрыгнуть с парашютом.
Район, в котором приземлился Янь Хайвэнь, контролировался японскими войсками. Место приземления было оцеплено и японцы попытались взять китайского пилота живым. Янь Хайвэнь отстреливался из своего пистолета, а последний патрон оставил для себя. Парню из городка Бэйчжэнь, что на территории современной провинции Ляонин, был всего 21 год.
Помимо атак при помощи многоцелевых истребителей Curtiss Hawk III китайцы широко применяли легкобомбардировочную авиацию. Лучшими машинами этого класса в ВВС НРА были металлические монопланы Northrop Gamma 2E. Думаю, этим все сказано - неплохой, но не лучший для решения поставленных задач по уничтожению японской эскадры самолет.
19 августа 1937 г. в 9:00 бомбардировщики Northrop Gamma 2E 9-й авиаэскадрильи 2-й бомбардировочной авиагруппы под командованием Се Юйцина вылетели с авиабазы Гуандэ на поиск и уничтожение японских кораблей.
Бомбардировщики шли в сторону Пудуна к пристани Байлун, где были замечены японские корабли, обходя Международный сеттльмент с юга, чтобы избежать трагических инцидентов, подобных «черной субботе» 14 августа 1937 г., когда в результате трагического стечения обстоятельств погибло множество народа (но об этом подробно будет в нашем ролике на канале Tactic Media). Проходя над пристанью Наньхуй, эскадрилья Се Юйцина подверглась обстрелу японских зениток. Самолет №904, пилотируемый замкомэска Шэнь Чунхуем, получил тяжелые повреждения. Сброс бомб или продолжение полета стали невозможны - у экипажа оставалось только 2 варианта - или спрыгнуть с парашютом, рискуя попасть в плен к японцам (в Пудуне также шли яростные бои), или же попытаться совершить аварийную посадку в неприспособленном для этого районе Наньхуй, к тому же контролировавшемся японцами, что было ненамного лучше первого варианта.
Летчики выбрали третий вариант - с высоты 2000 м они пошли на огненный таран, врезавшись в японский корабль, ошибочно определенный ими как «Идзумо» (на самом деле «Идзумо» стоял в Хуанпу и не выходил в море к Байлуну).
Героическая гибель экипажа Шэнь Чунхуя и его стрелка-радиста Чэнь Сичуня привела к тому, что командование НРА распространило заявление о потоплении «Идзумо». К сожалению, это было не так.
Уроженцу Нанкина Шэнь Чунхую было в тот момент всего 26 лет, его стрелку-радисту родом из Чанша - 21 год. Парни навечно вписали себя в историю ВВС Китая.
P.S. А теперь о важной проблеме китайского оружиеведения - среди интересующихся было много споров о том, когда в НРА был принят на вооружение офицерский кортик. Сравнительно недавно мы издали небольшую книгу, в которой рассмотрели все доступные документы по данному вопросу и, как кажется, решили его применительно к армейским кортикам.
Но не был решен вопрос о том, когда появились авиационные кортики, имевшие характерной формы рукоять, определяемую то ли как стилизованное изображение сокола, то ли попугая.
Работая с материалами о воздушных боях за Шанхай, мы обнаружили ряд фотографий китайских летчиков из их личных дел (см. выше). Молодые офицеры фотографировались в парадной форме с кортиками. Если внимательно посмотреть на эфесы кортиков Янь Хайвэня и Шэнь Чунхуя, то можно увидеть достаточно хорошо различимые детали, характерные именно для кортика ВВС НРА.
Таким образом, можно с полной уверенностью утверждать, что эти кортики появились в Китае не в ходе войны 1937-1945 гг., как утверждали некоторые интересующиеся предметом люди, а, по меньшей мере, в 1937 г. ДО начала войны. Оба летчика погибли в самом начале военных действий и вряд ли китайское командование было озабочено в этот момент вопросом принятия на вооружение образца церемониального оружия.
Теперь важное заявление - по поводу летчиком пользуйтесь материалом, как хотите, но по поводу кортиков - указывайте, что достоверная датировка этих кортиков предвоенным периодом установлена нами в этом материале.
Автор - Алексей Пастухов