Доброго времени суток, дорогие товарищи!
Любите ли вы спорт? Я, если честно, не сильно, а вот индейцы майя и ацтеки очень даже любили. Только спорт у них был специфическим (впрочем, как и вся остальная цивилизация). Речь идёт о той самой «игре в мяч»: действии, в котором одни видят просто соревнование, другие — ритуальное жертвоприношение. А что же происходило на самом деле?
* * *
Доподлинно неизвестно, где и когда появилась мезоамериканская игра в мяч; но, вероятно, это произошло раньше 1400 года до н. э., а областью возникновения стали тропические зоны, в которых произрастает каучуковое дерево: территория современных мексиканских штатов Веракрус и Табаско. Ацтеки называли это занятие «тлачтли», майа — «пок-та-пок».
В том, что игра в мяч была действием религиозным, сомневаться не приходится. Недаром в неё играли божественные близнецы Хун-Ахпу и Шбаланке из знаменитого эпоса «Пополь-Вух» (отчего и произошёл основной конфликт с богами Шибальбы). Впрочем, боги подземного мира тоже любили эту забаву.
Дело было так. Братья-близнецы Хун-Хун-Ахпу и Вукуб-Хун-Ахпу играли у входа в преисподнюю. Демоны увидели это и заманили братьев в подземелье, где подвергли множеству испытаний, а затем принесли в жертву. Позже дети Хун-Хун-Ахпу, которых звали Шбаланке и Хун-Ахпу, также пойдут поиграть в мяч перед входом в ад; демоны также заманят их к себе, но в этот раз братья пройдут все испытания и убьют демонов, привнеся в мир гармонию.
* * *
Точные правила игры до нашего времени не сохранились. К тому же, они менялись от региона к региону и с течением времени.
Размеры стадионов могли отличаться, а вот их форма была одинаковой: длинное узкое пространство между горизонтальными и наклонными стенами. Первые стадионы были открыты со всех сторон; позднее с лицевой стороны добавились замкнутые пространства, из-за чего сверху стадион походил на латинскую букву Ⅰ. Также на боковых стенах начали устанавливать каменные или деревянные кольца (обязательными они станут позднее).
В фильме Мэла Гибсона «Апокалипсис» поле для игры в мяч почему-то расположено на окраине города. Помните тот момент, когда переживших жертвоприношение Лапу Ягуара и его соплеменников отпускают, а воины противника на них охотятся с различным оружием? Так вот, герои бежали по площадке для игры в мяч. За которой, кстати, сразу начиналось кукурузное поле — наверное, чтобы игроки могли перекусить после матча.
На самом деле, стадион классического периода представлял собой узкое поле, ограниченное двумя стенами с большим или меньшим уклоном, от которых отскакивал мяч. На стенах укреплялись тяжёлые каменные кольца, в которые нужно было попасть мячом. Сделать это было нелегко, так как диаметр кольца был лишь ненамного больше диаметра мяча; к тому же, висели они довольно высоко. Каждый неудачный бросок засчитывался как промах. Команда, первой забросившая мяч в кольцо, считалась победительницей.
Экипировка игроков представляла собой набедренную повязку с кожаной накладкой для защиты бёдер, или же корсет. На поясе крепилось специальное приспособление в виде хомута, которое служило для сильного удара по мячу. Вес хомутов мог доходить до 30 кг, хотя считается, что такие тяжёлые хомуты не использовались для игры, а надевались только в ритуальных целях. Иногда игроки носили наколенники и перевязывали руку в локте. На отдельных изображениях у играющих можно видеть пышные головные уборы из перьев. Предположительно, назначение последних тоже было ритуальным.
Уже сама игра могла стоить человеку жизни или сделать его калекой, ведь играли тяжёлым каучуковым мячом, вес которого мог достигать 4 кг (у майя — примерно 3 кг, ибо они были ниже и мельче ацтеков). Удар таким снарядом при должном ускорении мог запросто убить — на мезоамериканских стадионах вряд ли были фанаты, выбегавшие во время игры на поле. Поэтому игроки ( а не болельщики, хотя можно было изначально прийти в защитном облачении) имели специальное снаряжение, надежно защищающее тело. И тем не менее, испанцы, впервые наблюдавшие эту игру, отмечали, что некоторые травмы, полученные игроками, были так серьёзны, что им требовалась хирургическая помощь.
Отбивать мяч можно было бедром, локтями или коленями, но ни в коем случае не ступнёй и не руками: это вам не футбол какой-нибудь!
Численность игроков зависела от размера поля. Состав команды варьировался в пределах 1–7 человек.
Продолжительность матча не была установлена: игра заканчивалась, когда мячом попадали в кольцо (что происходило довольно редко), либо когда одна из команд зарабатывала 8 очков (или «райа» — «линия» на языке майя). Почему именно 8 очков? Некоторые исследователи объясняют данный факт мифологией майя (в частности, тем же «Пополь-Вухом»).
Игрок мог заработать очки для своей команды, если после его удара мяч попадал в стену за спиной соперника, а также если противоположная команда роняла мяч на землю. Когда игрок совершал ошибку (дважды бил по мячу перед возвращением его противнику; бил мячом в кольцо, но промахивался; или если от его удара мяч покидал пределы поля), его команда теряла очки.
Например, Торибио Мотолиния, который был хронографом ацтеков в XVI веке, писал, что если мяч ударялся о противоположную стену, то бросившая его команда получала очки, а если мяч попадал в кольцо, то забившая команда побеждала; однако последний исход был редок, поскольку кольца висели довольно высоко (в Чичен-Итца, например, на высоте 6 м), поэтому бо́льшая часть матчей выигрывалась по очкам.
* * *
Но 12 июля 1562 года на полуострове Юкатан издали акт веры (аутодафе). В результате были уничтожены кодексы и символы цивилизации майя; под запрет попали ритуалы и игры, в том числе «пок-та-пок». Игра в мяч исчезла из жизни населения Юкатана на столетия.
Схожий процесс происходил и в других регионах. Однако, в отличие от майя, ацтеки смогли сохранить игру. Город Синалоа долгое время был единственным местом, где продолжали играть в мяч. Сейчас этот вариант игры известен под именем «улама» (он не совсем такой, каким был при ацтеках, скорее напоминает современный волейбол).
* * *
В Интернете всё чаще встречается упоминание о том, что, дескать, проигравшую команду приносили в жертву (есть версия, что — не всю команду, а только капитану отрубали голову). Если бы такая стратегия была у Российского футбольного союза, глядишь, и наша сборная перестала бы проигрывать. Другие «источники» говорят, что в жертву, наоборот, приносили победителей (зачем богам проигравшие?). Но на деле никаких доказательств обоих утверждений не существует. Это тот случай, когда репутация работает против тебя: если ты коренной житель Центральной Америки, в любой непонятной ситуации приноси человеческие жертвы.
Автор - Дарья Шрам