Можно, конечно, дальше рассказать много интересного о принципах конструкции таких летательных аппаратов, но оставим это для следующей статьи, поскольку здесь нужно завершить сегодняшнее видение развития системы Интертранс (Intertrans) и, прежде всего, определить:
Основополагающие принципы системы (ОПСИН) (BPSIN)):
I. Модульность конструкции, единство эксплуатации.
II. Доставка по принципу «от двери до двери».
III. Практически неограниченная провозная способность.
IV. Полная автоматизация транспортного процесса, включая авиационную и космическую взлет и посадку.
V. Вертикальные взлет и посадка по-самолётному, то есть при горизонтальном или близком к нему положении корпуса транспортного средства.
VI. Рекуперация транспортной энергии.
VII. Внутреннее (инерциальное) управление и стабилизация летательного аппарата.
VIII. Одно - двухчасовое достижение любой точки Земли при доступности и простоте использования любым человеком, в любое время и в любом месте.
IX. Высокая экономическая эффективность при низкой себестоимости перевозки.
X. Бесплатность перевозки пассажиров.
XI. Неограниченный ресурс, исключительная надежность и безопасность движения.
XII. Экологическая чистота транспортного процесса.
Высокие принципы, как и параметры приведенных выше силовых и подъемных устройств, находятся пока больше в области мечтаний, чем практических разработок, но мог хотя бы один реалист в начале прошлого века, глядя на робко ползущие по небу хлипкие сооружения из жердочек и тряпочек, представить, что это - предтечи сегодняшних Боингов, Эрбасов и Шаттлов?
Начальные элементы Всемирной транспортной системы в какой-то мере уже формируются сегодня на основе существующих видов транспорта. Например, в США и Великобритании уже введены в эксплуатацию Единые национальные системы управления воздушным движением; в большинстве транспортных агентств можно купить билеты практически на любой рейс, включая транзитные и местные рейсы в других странах; осуществляется прямая международная пересылка авиабагажа в пункт назначения без промежуточных таможенных досмотров...
Это пока первые приметы глобализации воздушных перевозок. Появление принципиально новых видов скоростного транспорта; использование в них автоматического управления (п. IVОПСИН), позволяющего оптимально распределить транспортные средства в единой транспортной сети, объединение (унификация) пассажирских и грузовых перевозок (п. I), а также применение экологически чистых и энергосберегающих технологий для силовых установок, существенно снизит эксплуатационные расходы (пп. VI, ХI ОПСИН). Наряду с требованием одно-двухчасовой доступности (п. VIII), при разветвленной транспортной системе и вертикальном взлете (п. V) обеспечивает свободное перемещение любого человека в любую точку земного пространства (п. VIII ОПСИН) и приведет к резкому усилению указанных выше предпосылок к развитию транспортной цивилизационной волны, объективно формируя в итоге идею «Мира без границ, насилия и войн»,
Этой идее способствует то, что в правительстве России готовится программа по развитию и использованию авиационных кроссполярных маршрутов, то есть налаживанию авиаперелетов через полярный регион, например, из Америки в Юго-Восточную Азию. Время полетов при этом сокращается на 4-4,5 часа, а авиакомпании «дерутся» даже за 15 минут сокращения полета.
В направлении «Восток - Запад» пока рассматриваются только грузовые перевозки. Российское правительство признало целесообразным строительство подвесного железнодорожного 10-километрового моста над проливом между материком и островом Сахалин для создания магистрали протяженностью 550-570 км. Последующее строительство моста до Хоккайдо, должно соединить железнодорожную сеть Японии с транссибирской магистралью для переключения на нее грузов, в настоящее время транспортируемых в Европу морским путем. Кроме того, президент Российской Федерации Владимир Путин сообщил о нескольких перспективных проектах: строительстве железнодорожного тоннеля под Татарским проливом и проливом Лаперуза, которые свяжут Японию с российским Дальним Востоком, что открывает перспективу удлинения «Транссиба» до Японии. В итоге может быть создана первая японо-европейская автомобильная и железнодорожная магистраль. Еще один проект предполагает строительство тоннеля с длиной подземной части около ста километров под Беринговым проливом между Азией и Америкой. С учетом Ламанчского тоннеля, вся Европа, Азия и Америка оказываются стянутыми единой наземно - подводной магистралью.
Ðîññèÿ также ïîäïèñàëà ñîãëàøåíèå î ñîçäàíèè åäèíîé Àçèàòñêîé àâòîìàãèñòðàëè, ñòàâ 25 ãîñóäàðñòâîì - ó÷àñòником ýòîго ïðîåêòа. в эêîíîìè÷åñêîé è ñîöèàëüíîé êîìèññèè ÎÎÍ äëÿ Àçèè è Òèõîãî îêåàíà (ÝÑÊÀÒÎ). Àâòîìàãèñòðàëü, ïðîòÿæåííîñòüю îêîëî 140 òûñ. êèëîìåòðîâ, áóäåò íà÷èíàòüñÿ â Òîêèî è ñâÿæåò 32 ñòðàíû Åâðàçèéñêîãî êîíòèíåíòà è çàâåðøèòñÿ ïîä Ñàíêò-Ïåòåðáóðãîì íà ãðàíèöå ñ Ôèíëÿíäèåé. О российской ñóïåðìàãèñòðàëè Áåðëèí – Ìèíñê – Ìîñêâà разговор идет уже дàâíî. Эти магистрали, из реально выверенных международных проектов, фигурально говоря, прокладывают пить будущим скоростным дорогам системы Интертранс (Intertrans).
Удивительно, что такие мегамагистрали уже строятся или стоят на очереди дня. Обычно мы живем гораздо ближе - географически подавляющее большинство городов мира находятся в диапазоне до 800 километров друг от друга. И между ними - не пустое пространство: исторически большие города связаны между собой транспортными связями, образуя вместе с цепью малых городов между ними так называемые мегаполисы - группы поселений, которые в процессе своего развития территориально сближаются, обладая устойчивыми экономическими, культурно-бытовыми, производственными, транспортпыми и инженерными связями. Мегаполис - это качественное изменение существующего городского расселения, являясь в то же время преемником городов, которые теряют свое значение в виде обособленной административной и географической единицы. Примером такого развития могут служить «восточный» и «западный» мегаполисы Бостон - Вашингтон и Лос-Анджелес - Сан-Франциско, длиной почти по 800 километров. Иными словами, внутригородские транспортные связи уже в ряде случаев соизмеримы со средними магистральными перемещениями пассажиров и грузов.
Вялотекущий веками процесс «слипания» населенных мест резко ускорился к началу XXI века. По оценке журнала «Шпигель», прогноз таков:
«2000 год - половина населения Земли живет в городах, 24 из них имеют больше 8 миллионов жителей, каждый день 170 тысяч человек переселяются в город. По планете при этом колесят 700 миллионов автомобилей.
2015 год - количество городов с населением более 8 миллионов человек увеличится до 33. Некоторые города вырастут до чудовищных размеров: например, в Токио будут жить 29 миллионов человек.
2025 год - две трети населения Земли будут жить в городах. По планете будут ездить 1 миллиард 400 миллионов автомобилей».
В исторической перспективе этот прогноз вполне подтверждается реальной демографией: в 2005 году ООН объявила, что это свершилось - свыше половины населения Земли живет в городах. Для сравнения, в 1950 году в городах жили около 30% землян.
Очевидно, что скоростной транспорт позволяет расширить границы мегаполиса за счет включения в него не только близлежащих, но и удаленных региональных поселений, что позволяет сделать эффективным освоение под промышленное и гражданское строительство практически любого района любых стран, граждане которых имеют возможности и потребности для расселения. Естественно, чем более скоростным будет указанный транспорт, тем более удаленными будут осваиваемые районы, включая в конце концов всю территорию данной страны, а в перспективе и остального мира.
Отправной величиной для расчетов параметров транспортного обслуживания мегаполиса является величина затраты времени на передвижение, которая зависит от двух основных факторов: характера расселения и транспортной инфраструктуры. В городе с развитой промышленностью на характер расселения влияют, прежде всего, трудовые передвижения населения, поскольку они характеризуются наибольшей частотой, максимальной регулярностью и обязательностью. Эти передвижения подчиняются закону трудового тяготения, который устанавливает, что мерой тяготения населения является затрата времени на передвижение, а не преодолеваемое расстояние.
Не менее важной проблемой является улучшение связей между внешней зоной формирующихся мегаполисов и их главными транспортными узлами, в основном за счет повышения скорости сообщения с тем, чтобы поездки между любыми двумя точками мегаполиса не превышали 60 минут, что в теории считаается комфортным временем поездки. Поэтому в перспективе развитие мегаполисов неизбежно потребует создания новых высокоскоростных видов наземного транспорта и формирования мощных транспортно-коммуникационных коридоров и узлов.
Количественная оценим оптимальных транспортных инфраструктур мегаполисов, обеспечивающих перевозки пассажиров по принципу «от двери до двери» (см. п. II ОПСИН), ясна и без специальных расчетов: чем больше скорость транспортного средства, тем больше дальность его передвижения, то есть за один, отпущенный теорией пассажиру «комфортный» час он может уйти на несколько верст, уехать на десятки и улететь на сотни и тысячи километров. Когда технически такие перемещения обеспечены, пассажиру остается только пройти пешком свои теоретические 250 м до ближайшей остановки Интертранса (Intertrans) (см. п. ХII ОПСИН), набрать нужный код или указать на компьютерной карте место назначения, а Интертранс (Intertrans) уже сам, как волшебный русский Конек-горбунок, домчит, куда он только пожелает.
Интересная особенность этой оценки: повышение скорости сообщения может существенно и непропорционально больше расширить границы мегаполиса до величин в сотни и тысячи километров при сохранении комфортной величины затраты времени на передвижение. Иными словами, при наличии высокоскоростной транспортной инфраструктуры, в единую систему мегаполиса можно объединять населенные пункты, удаленные от транспортного центра на сотни и тысячи километов, то есть не только данной страны, но и других стран. В этом случае уже нужно говорить не о мегаполисе, а о национально - территориальном объединении (НТО) (NTU), которое представляет собой территорию того или иного государства и систему национальных общин на территориях других стран, объединенную с основным государством устойчивыми информационными, транспортными и иными связями, например, Америки и национальных общин на ее территории. Эту ситуацию, собственно, и определяет формула «Мир без границ, насилия и войн».
В самом деле, если вся поверхность Земного шара превращается в равнодостижимое, равноправное пространство, на котором НТО (NTU) переплетаются друг с другом и входят одно в другое, зачем нужны границы государств - всегдашний источник всех войн; зачем нужна иммиграция, если человек, живя в привычных условиях в своей стране, может ежедневно, в течении комфортного транспортного часа, оказываться на рабочем месте в любой другой стране - это условие исчезновения корней международного терроризма - бедности и отсутствия работы в своей отчизне; зачем тесниться в душном городе, где уже все потреблено, кроме самих себя, если можно, пользуясь всеми благами городской жизни, жить на берегу океана, в джунглях или на вершинах гор... Зачем? Можно поставить множество подобных, жизненно важных вопросов, но одно совершенно ясно: объективно нарождающийся Интертранс (Intertrans) - новый этап, магистральный путь развития цивилизации.
Несмотря на возможно близкую реализацию столь грандиозных проектов, они, быть может, кажутся мечтами. Но «именно такие мечты, - прекрасно сказано Л.Горским в статье «Америка России подарила пароход» («Новое Русское Слово, 22.07.99) - рождали во всех начинаниях великих мигрантов необыкновенные широту и даль. Любая их деятельность была направлена на то, чтобы объединить человечество». И хотя эти слова относятся к Америке, фактически созданной эмигрантами, они имеют всеобщий характер. Продолжая эту мысль, он говорит: «Я полон веры - история не бессмысленна. Она проносит человечество через века и эпохи, настойчиво внушая: Gens una sumus («мы одно племя»). ... Человечество в конце концов, через период длительного неблагополучия, придет к единству».
О своих технических решениях девять лет назад я информировал президента Буша, следствием чего явились его слова, сказанные президенту Российской Федерации В. В. Путину о том, что «предназначение России в ХХI веке - быть двигателем мирового развития и центром новаторского мышления». В полной мере эти слова относятся и к Америке, потому что «мы такие разные, но мы так похожи» (Уолт Уитмен). Россия и Америка - сиамские близнецы, обращенные спинами друг к другу, но руки и головы у нас свободны. Только в совместной работе мы можем добиться успеха. Gens una sumus. Всемирная транспортная система, начало создания которой могут и должны взять на себя и Россия и Америка поможет осуществить объединение мира, откроет путь к предсказанному Достоевским всеединению человечества.