Ташкент город огромный. Изучать столицу Узбекистана пешком, не используя транспорт, весьма проблематично. Метро в данном случае — отличное подспорье для путешественников. К тому же, оформление Ташкентского метрополитена, несмотря на общие черты со всеми подземками, построенными в СССР, имеет свой национальный колорит.
Начну сразу с практического вопроса — стоимости и приобретения билетов.
Цена вопроса по нашим российским меркам очень низкая. Стоимость разового проезда на сегодня (июнь 2023 г.) составляет 1400 узбекских сумов (порядка 10 рублей). Существуют транспортные карты: как льготные (студенческие, для пенсионеров), так и обычные по типу петербургского «подорожника».
Мы пользовались одноразовыми QR-билетами, которые можно приобрести в кассе на станции. Говорят, до 2020 г. в обороте были жетоны, сейчас действуют вот такие бумажные.
При использовании есть тонкости. Впрок QR-билеты не купить. Он действует только на станции, где был куплен, и только в течение 30 минут. Поэтому в кассах нередко образуются очереди.
На входе в метро установлены обычные турникеты, какие работают и в наших подземках.
Строительство метрополитена в Ташкенте стало частью программы восстановления города после разрушительного землетрясения 1966 г. Старт строительным работам был дан в 1968 г. Стоит отметить, что строили метро сразу с учётом сейсмичности региона. Говорят, что по расчётам конструкции Ташкентского метрополитена должны выдержать подземные толчки до 9 баллов.
Первая линия Ташкентской подземки была пущена в строй в 1977 г. Метро в узбекской столице стало первым в Центральной Азии. А в СССР Ташкентская метросистема стала лишь седьмой. К этому времени подземным транспортом владели Москва, Ленинград, Киев, Тбилиси, Баку, Харьков.
Следуя традициям советских метрополитенов, первая линия стала красной. Позже она получила название Чиланзарская. На первом этапе были запущены сразу девять станций, общая протяжённость подземных путей составила порядка 12 км.
Станция «Мустакиллик майдони» (Площадь Независимости), на мой взгляд, одна из самых красивых в Ташкентской подземке. Гранит на полу, мрамор на стенах и колоннах, на потолке — хрустальные люстры, орнаменты в оформлении — узбекские.
Акцент в оформлении станции «Пахтакор», соседней с «Площадью Независимости», сделан на стены. Они облицованы керамикой с национальными мотивами.
С «Пахтакора» можно перейти на станцию «Алишера Навои» Узбекистанской линии, которая стала второй по запуску и соответственно синей по цвету.
Своё название станция получила по проспекту Навои, под которым расположена. Проспект, в свою очередь, назван в честь поэта Алишера Навои. Панно по сюжету его «Хамсы» установлены на стенах станционного зала.
Станция полностью соответствует стилистики советского метро. Монументальная, торжественная, я бы сказала, даже помпезная. Но при первой встрече невольно замираешь от красоты, которая открывается при спуске на платформу!
Синяя Узбекистанская линия на данный момент состоит из 11 станций. Вводили её в эксплуатацию четырьмя участками с 1984 по 1991 гг.
Отмечу ещё несколько станций на синей линии. На станции «Гафура Гуляма», которая названа в честь узбекского, советского поэта, писателя и публициста, притягивают взор многогранные колонны с утолщением вверху
и оформление потолка. Освещается станция светильниками, скрытыми в куполах. Надо заметить, что на освещении в подземном транспорте экономят. Многие вестибюли станций выглядят сумрачно.
Ещё одна станция на синей линии «принадлежит» писательскому кругу. Станция «Айбек» названа в честь узбекского, советского писателя, поэта и переводчика — Мусы Ташмухамедова, известного под псевдонимом «Айбек». Именно на этой станции впервые в Ташкентском метрополитене применены платформы колонного типа с использованием сейсмостойких монолитных конструкций.
Украшают платформу тематические панно по произведениям Айбека в виде книжных страниц.
Станция, одноимённая с городом, украшена в традиционном национальном духе. Стены украшены керамическими барельефами, посвящёнными 2200-летию Ташкента и теме «Ташкент — город мира и дружбы».
Пожалуй, самая известная станция не только синей линии, но и всего Ташкентского метро, — «Космонавтлар». Большинство пользователей соцсетей и интернет сайтов называют её самой красивой станцией и потому обязательной к посещению. Согласна! Станция нарядная, в оформлении использованы стекло, металл, гранит и мрамор. Замечу, что на платформе «Космонавтлар» в отличии от большинства узбекских станций светло!
Название станции говорит само за себя. Оформление платформы и вестибюля выполнено в космической тематике. Стены станционного зала «отвечают» за атмосферу Земли. Их цвет от пола до потолка по всей длине платформы плавно переходит от лазурного к тёмно-синему.
Потолок напоминает «Млечный путь», на котором выделяются и отдельные звёздочки-светильники, и пронизывающая всю платформу светящаяся дорожка.
Стены платформы украшены голубыми керамическими медальонами с изображениями людей, связанных так или иначе с космосом: здесь Икар с ханом-астроном Улугбеком, Юрий Гагарин с Валентиной Терешковой, свой для узбеков космонавт Владимир Джанибеков.
Строительство зелёной Юнусабадской линии началось ещё в советские времена, после развала СССР работы велись медленно, с перебоями и остановками. В 2000 г. правительство Республики Узбекистан принимает решение о завершении строительства первого участка третьей линии метрополитена Ташкента. Спустя год первые шесть станций Юнусабадской линии были введены в эксплуатацию.
На зелёной линии находится самая глубокая из всех станций Ташкентского метрополитена. Глубина заложения «Юнус Раджаби» — 24 метра. Высота потолков здесь свыше 7 метров.
При строительстве данной станции, кроме большой глубины, трудности создавали высокие грунтовые воды, так что пришлось бурить 19 скважин вертикального дренажа.
Станция «Абдулла Кодирий». Вновь название по имени известного узбекского, советского поэта и писателя — «Абдуллы Кадыри». Акцент в оформлении — на потолочные светильники.
«Бадамзар» — станция XXI в. Это огромная просторная сводчатая станция.
Переводится название станции как «миндальная роща». Поэтому в оформлении станции доминирует стилизованный образ миндаля. Светильники, надо понимать, не что иное, как миндальные деревья.
На потолке разбросаны восьмиконечные звезды с цветочными майоликовыми вставками.
Станция «Шахристан» с береговыми платформами, до открытия станции Дустлик-2 в августе 2020 г., была единственной в Ташкентском метрополитене станцией с береговыми платформами. Шахристан — это историческое название местности, означающее «благоустроенный город».
Буду закругляться. Показала и рассказала только о тех станциях, где была сама. В заключении еще несколько ремарок о Ташкентском метро.
Основу метрополитена в узбекской столице заложили при СССР. Был период в конце 90-х годов XX в., когда метро остановилось в своём развитии. Последние двадцать лет метрополитен активно развивается, проектируются и открываются новые станции.
Большинство подземных станций в Ташкенте мелкого заложения, основная часть колонного типа, встречаются сводчатые станции. Сейчас новые станции метро проектируются как подземные, так и наземные. Новая кольцевая, четвёртая по счёту, Линия Тридцатилетия будет полностью наземной.
Фотографирование в метро разрешено на официальном уровне. До июня 2018 г. съёмка в ташкентской подземке была запрещена, за нарушение грозила чуть ли не уголовная ответственность.
И ещё. В Ташкентском метро мужчины стоят!!! Любой женщине, будь это маленькая девочка, юная девушка, пожилая или не очень женщина, уступают место. Честно говоря, всегда спокойно стою в метро, но в Ташкенте приходилось присаживаться. Когда тебе несколько мужчин одновременно уступают место, неудобно и отказываться!)
В общем, будете в Ташкенте, обязательно спуститесь под землю!!! Там есть что посмотреть!
Другие статьи моего канала доступны здесь. Добро пожаловать)))
Небольшая тематическая подборка о метрополитене:
Добавьте мой канал в свою ленту, чтобы не пропустить новые публикации.