Старшее поколение помнит - в школьные времена часто рассказывали, что у каждого немецкого солдата в 1941 году в рюкзаке аккуратно сложенной лежала парадная форма. Может быть, это и было правдой, хотя я бы отнёс это к разряду баек. Однако парад немецких войск в Москве всё же состоялся в 1944 году. Но есть нюансы...
Немного предыстории
План “Барбаросса”, который был готов в декабре 1940 года, предполагал окончательную победу над СССР уже спустя 9-14 недель. За этот период, немецкие войска должны были освободить от большевизма европейскую часть России, дойдя до Урала. Ну и в завершение, многие из немецких офицеров всерьёз предполагали проведение парада на Красной Площади в поверженной Москве. Возможно, это предполагали и в штабе Объединённого командования вооружённых сил Третьего Рейха - кто знает?
Возможно, по этой причине интендантам было приказано везти с собой комплекты парадной формы по количеству состава частей (кто бы их в рюкзаки совал?), возможно это было предписано штатному составу интендантских мобильных складов. Но форма действительно имелась - об этом свидетельствуют многочисленные заявления в мемуарах. С началом кампании немецкие войска продвигались к Москве очень быстро, что не оставляло в мыслях немецких солдат мыслей о торжественном проходе по камням старинного города. Однако, как мы все знаем из истории - 30 сентября 1941 года, когда РККА насмерть встали под Москвой начало охлаждать некоторые горячие головы в руководстве Вермахта, а события 5 декабря и вовсе поселили первые мысли о несостоятельности парада в поверженном городе.
Парад всё же случился
17 июля 1944 года, в 11 часов утра по Ленинградскому шоссе двинулась группа немецких войск в составе 1227 офицеров и 57 тысяч солдат. Шли они в непотребном для парада виде - неумытыми, порой в исподнем и без обуви. И в таком состоянии они прошли парадным строем по Тверской, выйдя на площадь Маяковского, где колонна разделилась - часть (около 42 тысяч солдат и офицеров) ушла на Садовую-Каретную, после которой прошли по Садовой-Самотечной и Садовой-Черногрязской улицам, выйдя на улицу Чкалова и вышли к Курскому вокзалу. После этого часть “парадной колонны” с офицерами погрузилась в эшелоны, отправлявшиеся на места содержания военнопленных.
Вторая группа, численностью в 15 600 человек, с площади Маяковского ушла на Большую Садовую улицу, оттуда на Садово-Кудринскую, после которой свернули на Новинский бульвар, пройдя маршрутом по Смоленскому бульвару, через Зубовскую площадь на Крымскую и Калужскую улицы до станции Канатчиково, где также погрузились в эшелоны и убыли к местам содержания военнопленных.
Примечательно, что за обоими группами следовали уборочные автомобили, символично смывавшие “грязь нацизма с дорог советской Москвы”. Хотя на самом деле, это было сугубо утилитарное решение - военнопленные, отобранные для парада побеждённых, получили усиленное питание - кашу и хлеб с салом. От этого у многих расстроились желудки, и машины были как нельзя кстати.
На всём протяжении “парада”, колонны сопровождали кавалеристы с шашками наголо, а также пешим ходом шли бойцы НКВД с винтовками наперевес. Защита, откровенно говоря, была не особо нужной - немцы бежать не могли, состояние не позволило бы, а советские граждане, наблюдавшие за парадом, ограничивались лишь антинемецкими возгласами. Да, было несколько случаев агрессии к военнопленным, но они были пресечены сотрудниками НКВД (которых было немало в толпе наблюдателей) на месте. Отличились и французские коллаборационисты - проходя мимо генерала Пети (главы французской военной миссии в СССР), они кричали “Слава Франции! Мой генерал, простите нас, мы не сами - нас заставили!”. На это генерал Пети лишь поморщился и сквозь зубы бросил “Негодяи! Кто не хотел, тот и сейчас воюет против них!” и больше не удостоил своим вниманием ни один выкрик французских коллаборационистов.
Откуда военнопленные?
Летом 1944 года была проведена операция “Багратион”, освободившая от оккупантов Белоруссию, одновременно став крупнейшим поражением немецко-фашистских войск на тот момент. В ходе операции в советском плену оказались почти 160 тысяч немецких солдат и офицеров, а группа армий “Центр” была практически уничтожена. Также эта операция стала одной из ключевых неудач стратегии Гитлера, сделавшей его мишенью для покушения 20 июля 1944 года.
Заключение
Проход группы военнопленных имел немалое политическое и идеологическое значение - во-первых, союзники, бывшие наблюдателями парада, убедились - раз в СССР проводят такой “жест доброй воли” по отношению к военнопленным, значит их много, а внутри страны всё спокойно, раз не побоялись провести колонны по столице. А советские граждане, уже злившиеся от затяжной войны, которая всё никак не заканчивалась, получили некоторое моральное удовлетворение и удовольствие от созерцания противника в настолько неподобающем и унизительном виде.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь, ставьте лайки - впереди ещё очень много интересного!