Найти тему
Равновесие

Про "путь воина" и возвращение домой после войны

Военный ПТСР - не индивидуальное расстройство, это общественное расстройство. Насильственную травму во время войны получают все - не только те, кто воюет на поле боя.

Источник: Pinterest
Источник: Pinterest

В субботу одним днем была на летней коференции МААП (Московская Ассоциация аналитических психологов), теплое и ресурсное событие, знакомые коллеги и новые знакомства, много интересного. Одним из спикеров был американский психотерапевт Эдвард Тик, рассказывал про архетип воина, а на самом деле про то, как в США происходит психологическая реабилитация солдат, вернувшихся из горячих точек.

Мысли из этого доклада, которые я запомнила и которыми хотела поделиться:

У воина есть два пути: первый это вернуться и пытаться стать гражданским (то, что на самом деле может только усилить ПТСР), второй - после возвращения инициировать духовный рост и развитие, стать "духовным воином", найти свое место, чтобы снова послужить обществу - но теперь уже в мирном ключе, с любовью и созиданием, творить добро. Путь воина длится всю жизнь, нельзя просто взять и стать гражданским.

Воины принадлежат нам всем - тем странам, которые отправили их воевать, независимо от того, поддерживаем мы лично решение страны воевать или нет.

Урок бизона - менять "круги защиты", когда сражение позади. Сначала приходит опасность, и бизоны-мужчины окружают детей, женщин и стариков, чтобы защитить от внешней угрозы. Когда опасность миновала, круги меняются - бизоны-защитники оказываются внутри, их окружают женщины, которые их выхаживают.

Когда воин возвращается домой, его нужно брать в круг заботы, он не сможет нести свою боль в одиночку. У женщин огромная роль после того, как война закончена. Именно женщины воевавших стран могут быть той исцеляющей силой, которая поможет и мужчинам, и самим воевавшим государствам восстановить отношения (не сразу, но со временем).

Воинский "путь домой" сложен и занимает несколько шагов.

Образ из кино, когда боец вернулся и побежал обниматься с родными - неестественный. Ничего не чувствуется более фальшивым, чем резкое возвращение в среду, где ты был до войны.

Поэтому первый шаг - изоляция, покой, бездеятельность. Как говорили индейцы: "Ты наполнен войной, иди в пустыню и сиди там месяц".

Второй шаг - принятие судьбы воина, даже если она полна трудностей и лишений.

Третий - очистительные практики (у вас, русских, есть баня! - улыбнулся доктор Тик).

Четвертый - сторителлинг, история должна быть рассказана, иначе она отравляет.

Пятый - восстановление в сообществе, которое как бы "выкупает" воина обратно, скорбит вместе с ним, берет на себя ту ответственность, которую нужно взять.

Там есть еще шестой шаг "инициация" - переход на более высокие ценности, чтобы "изъять войну из душ людей".

И самое, пожалуй, важное. военный ПТСР - не индивидуальное расстройство, это общественное расстройство. Насильственную травму во время войны получают все - не только те, кто воюет на поле боя.

Мы (все) всегда находимся в процессе исцеления, никто из нас не исцелится до конца. Но у нас есть возможность вернуть солдатам и себе украденную войной душу.

Я думаю в связи с этой темой о том, чем я каждый раз занимаюсь, приходя в кабинет - об игровой терапии. Последние полтора года разговоры и игры о военных действиях в кабинете стали нормой. Не всегда ребенок может "поговорить" о конфликте словами, даже не всегда может взять в руки солдатиков и танки. Иногда сражение разворачивается динозаврами, волшебными фигурками. Не всегда это про межгосударственные конфликты (тут важно понимать контекст истории клиента). Но это всегда про внешний конфликт, который дети очень тонко чувствуют и не всегда могут описать словами. Даже (и особенно, на самом деле), когда этот конфликт замалчивается, если родители говорят: ну мы же не обсуждаем это дома!! 🤷‍♀

Последние месяцы особенно явно дети дома играют в "войнушку", изучают оружие и "укрепляют тылы", прося родителей купить очередной танк. Об этом мне часто рассказывают в тревоге родители на родительских встречах. Да и я сама (не буду скрывать) немного тревожилась, когда младший ребенок заказал у деда Мороза на новый год винтовку и дробовик, потому что он был хорошим мальчиком. Хорошим мальчикам положен дробовик, чтобы защититься, в такое время мы живем...

В текущей обстановке это - увы, нормально.

Это те самые истории, которые должны быть рассказаны. Ведь оставшись внутри человека, они будут его отравлять.

И еще хочу поделиться молитвой св. Франциска, которой начал свое выступление в субботу Эдвард Тик. Она мне тоже кажется очень своевременной и важной в контексте всего с нами происходящего.

__________________

Господи, сделай руки мои проявлением Твоего мира,
и туда, где ненависть, дай мне принести Любовь,
и туда, где обида, дай мне принести Прощение,
и туда, где рознь, дай мне принести Единство,
и туда, где заблуждение, дай мне принести Истину,
и туда, где сомнение, дай мне принести Веру,
и туда, где отчаяние, дай мне принести Надежду,
и туда, где мрак, дай мне принести Свет,
и туда, где горе, дай мне принести Радость.
Помоги мне, Господи,
не столько искать утешения, сколько утешать,
не столько искать понимания, сколько понимать,
не столько искать любви, сколько любить.
Ибо кто отдает - тот получает,
кто забывает себя - вновь себя обретает,
кто прощает - тому прощается,
кто умирает - тот возрождается в Вечной жизни.
Помоги же мне, Господи,
сделай руки мои проявлением Твоего мира