Эту фразу я прочитала в одном из рассказов Тихона (Шевкунова), того самого, про которого говорят, что он является духовником Путина. Там Тихон писал про служителя церкви, ветерана ВОВ, который, вернувшись с фронта, обрел веру.
Я хоть никогда и не сидела в окопе, но в принципе понимаю, о чем идет речь. Я атеист, и тоже молилась, когда более десяти лет назад серьезно заболел мой ребенок. Эта ситуация схожа с окопом: ты не можешь перестать о ней думать, но от тебя почти ничего не зависит. Ты абсолютно бессилен, никак не можешь повлиять на ситуацию, при этом исход дела еще не определен. Все может закончиться хорошо, но может и фатально. И самое страшное: это зависит от случая. Равнодушного, слепого случая. И что ты делаешь, такой бессильный, вымотанный физически и эмоционально, но все еще не в состоянии все отпустить и сказать «а, будь что будет!»? Ты начинаешь просить. Хоть как-то пытаться повлиять на ситуацию в состоянии своего абсолютного бессилия и отсутствия контроля над ситуацией. Обещаешь вести себя хорошо, делать добрые дела, только, пожалуйста, пусть все будет хорошо!
В общем, если вы атеист, то не дай бог вам начать молиться.
Недавно я прочла интервью мамы московской школьницы, которая чудом выжила после того, как одноклассница нанесла ей более 100 ударов ножом. Мама девочки писала, что прочитала в сети много обвинений своей дочери в травле. Мол не может такого быть, чтобы ребенок в туалете просто искромсал ножом другого ребенка, его до этого довели травлей! Мама этой выжившей девочки (и мне опять хочется помолиться за здоровье девочки, несмотря на свою нерелигиозность) – очень умная женщина. Она сделала очень мудрый вывод относительно устройства общества и человеческой психологии. Перескажу ее выводы максимально близко по смыслу.
Нам хочется верить, что мы живем в справедливом мире, и что если мы ведем себя правильно, то с нами не случиться плохого. Именно поэтому люди занимаются «обвинениями жертвы», так они психологически защищают себя. Столкнувшись с ужасной ситуацией, им хочется верить, что с ними этого не случиться, если они будут вести себя определенным образом. Следовательно, жертва сама виновата, что с ней такое произошло. Если бы она не травила / провоцировала / выпендривалась / поставьте любое действие – с ней бы этого не случилось. Только это не так. Ужасное может случиться независимо от ваших действий, вашего морального облика и прочих характеристик.
То, что описала мама пострадавшей школьницы известно в философии более 2000 лет и называется имманентной справедливостью, относится к тому, что в религиоведении называется «психологические корни религии». Человеческое общество не может существовать без определенных порядков поведения. Эти порядки в той или иной степени справедливы, но это всегда «порядки», с установленными правилами поведения. Не нарушаешь правила – ты в безопасности, твое будущее предсказуемо. Именно отсутствием порядков страшны смуты, войны и революции. Так вот, имманентная справедливость – справедливость мира, когда человек проецирует устройство общества, да еще и в крайне узкой исторической перспективе на весь мир (вселенную). Именно поэтому религии раздваивают мир надвое, постулируя рай и ад на том свете, чтобы обеспечить воздаяние за плохие и хорошие поступки. И если вам не воздастся в этом мире, то уж точно воздастся в другом, лучшем. Устройство мира в христианстве, исламе, буддизме и большинстве национальных религий справедливо и, что очень важно, ОНО ПОНЯТНО. Оно исключает тупой и равнодушный случай, который может вас погубить, погубить просто так, не за что, даже очень доброго и правильного.
Справедливость – это то, что предстоит построить людям, в своем человеческом обществе, и что никогда не будет работать на 100% как законы Ньютона. Даже законы Ньютона работают в определенных условиях, а вот справедливость и воздаяние к природе и вселенной не имеют никакого отношения. Хотя жаль(