Найти в Дзене
СамЭлектрик.ру

Что будет, если на движок подать 400 Гц?

Оглавление

Вопрос к экспертам. На движке указана частота 50 Герц. Частотники могут выдавать частоту до 400 Герц. Первый вопрос, зачем 400, если номинальная частота двигателя 50 Гц.

Второй, что будет если её превысить, разогнать до 100, и более?

Третий, в паспорте двигателя написаны параметры 50Гц +/- 3%, а в проекте вентиляционной установки написано установить частоту порядка 74 Гц. Допустимо ли это? Чем грозит? Движок работает как сумасшедший, номинальные обороты превышены порядка на 30%, а токи рабочие в пределах нормы, номинальный не превышен.

В нашем случае движок стоит непосредственно в Вент канале, охлаждается хорошо, чуть тёплый, вот подшипники жалко.
Я так понял, что с увеличением частоты, напряжение меняется, а в каком направлении, возрастает или уменьшается. Но с другой стороны, если уменьшить напряжение, то обороты упадут.

(вопрос от подписчика Владимира Капустина, фото только для иллюстрации)

Фото для иллюстрации
Фото для иллюстрации

P.S. Кто найдет ошибку, которую допустили китайцы на шильде?

Мои ответы

Ваши ответы - в комментариях))

1. Зачем частотнику выдавать 400 Гц?

400 Гц - это максимально возможная частота в большинстве частотников. Высокая частота нужна чтобы крутить движок быстрее, если нужно. Разумеется, до 400 Гц никто разгонять движок не будет - в этом нет практической целесообразности. Более правильный путь - если есть возможность, установить движок с меньшим количеством полюсов и соответственно бОльшей скоростью вращения. Но и тут есть подводный камень - чем более оборотистый двигатель, тем меньший момент на валу он может выдать. Либо нужно изменить конструкцию привода (работа механикам по замене редуктора, шкива, и т.п.)

В данном случае речь идет о вентиляторе, поэтому в настройках ещё нужно посмотреть на выбор кривой разгона (квадратичная зависимость).

2. Что будет, если разогнать двигатель выше номинала?

Будет ослабление магнитного потока из-за невозможности поднять напряжение (об этом ниже) и падение момента. Другими словами - произойдет падение КПД. Как следствие высокой скорости - износ подшипников двигателя и механизма привода.

Важно - на высокой скорости вдобавок к перегреву двигателя из-за падения момента будет плохое охлаждение. Крыльчатка, которая установлена в двигателях по умолчанию с асинхронных двигателях, отлично справляется с охлаждением двигателя на номинальных оборотах. Но если частота питающего напряжение значительно не в номинале (а значит, и скорость вращения), то с охлаждением могут начаться проблемы.

Поэтому двигатели, которые работают с частотниками, обычно имеют принудительное охлаждение в виде вентилятора с независимым питанием.

3. Каковы негативные последствия разгона и как их устранить?

Соотношение напряжение /частота должно быть постоянным (U/f = 7,6) - принцип асинхронных машин. 50 Гц это при номинальном напряжении. Во сколько раз изменяется частота - во столько должно быть изменено напряжение. Иначе неизбежен перегрев.

При этом напряжение специально менять не надо, в частотнике всё делается автоматически.

Разумеется, есть "твики" в настройках, типа повышения начального напряжения, чтобы движок стартовал не с 0В, а например с 10В и увереннее трогался.

Если частоту напряжения питания в настройках понижать ниже номинала, напряжение будет уменьшаться автоматически (дополнительных действий со стороны пользователя не требуется).

Но если повышать больше 50 Гц, вступает в силу поговорка "выше головы не прыгнешь" - напряжение на выходе ПЧ не может быть выше, чем на входе.

График из инструкции к ПЧ DELTA
График из инструкции к ПЧ DELTA

Даже если ток не превышает номинал - это не повод успокоиться. Выше говорил о перегреве. Скорее всего нужно подумать о принудительном охлаждении.

Токоизмерительные клещи обычно измеряют только частоту 50 Гц, а на других частотах могут нещадно врать. Но это уже другая история.

Коллеги, если есть что добавить по теме или поправить меня - как всегда, буду рад доброжелательным комментариям!

Кому интересно, как идёт обсуждение этого вопроса в ВК СамЭлектрик.ру - вот ссылка: https://vk.com/wall-109281259_33768

Статьи в тему

Обычно я даю в конце ссылки по теме. Но поскольку статей по двигателям и частотникам у меня огромное количество (не один десяток), даю ссылку по подборку публикаций по этой теме.

Переходите, читайте.

------------------------------------

Подписывайтесь на Дзен СамЭлектрик.ру и делитесь опытом в комментариях!

Внимание! Автор не гарантирует, что всё написанное на этой странице - истина. За ваши действия и за вашу безопасность ответственны только вы!