Найти тему
Всё о мире Толкина

Об Айнур и Эалар

Происхождение Айнур объясняется в «Валаквэнте», которая содержится в изданном «Сильмариллионе» 1977 г. Духов, для которых естественно быть развоплощёными (не облачёнными в зримую физическую форму - "одежду"), Дж.Р.Р. Толкин называл Эалар (ëalar) (см. 10 том ИС). Некоторые из Эалар, спустившись в Арду, приняли в ней зримую форму - Фанар, и стали известны как Валар и Майар, их слуги и помощники. Очевидно, что вошедшие в Эа Айнур не были единственными из Эалар, так как немало тех духов осталось в присутствии Эру Илуватара, но также были и те, что решили войти в Эа позже.

Иллюстрация взята из открытых источников.
Иллюстрация взята из открытых источников.

Ед. ч. - "Эала", мн. ч - "Эалар", с Кв. означает "сущие", от слова "-Ëa", "Да будет так"/"Так есть", когда Эру дал бытие Вселенной Эа.

«Аратар (...) в величии равны и далеко превосходят всех прочих, и Валар, и Майар, и любых существ иного чина, что послал Илуватар в Эа». (...) «Тогда часть Айнур остались подле Илуватара, за пределами Мира, но многие, и среди них немало могущественнейших и прекраснейших, простились с Илуватаром и спустились в Мир». (...) «Вместе с Валар пришли и другие духи, чье бытие берёт начало задолго до сотворения Мира; существа того же чина, что и Валар, но уступающие им в могуществе. Это – Майар, подданные Валар, их слуги и помощники».
(с) Сильмариллион.

Классификация Первозданных Духов:

  • А́йнур (Ainur), «Священные» (ед. ч. – Айну), первые существа, созданные Илуватаром; «чин» Валар и Майар, сотворенных прежде Эа, их природа.
  • А́ратар (Aratar), «Высшие», восемь Валар, наделённые наибольшим могуществом.
  • Ва́лар (Valar), «Облечённые Властью», «Силы» (ед.ч. – Вала); именование могущественных Айнур, вступивших в Эа в начале времени и принявших на себя обязанность оберегать Арду и управлять ею.
  • Ма́йар (Maiar) – Айнур, уступающие в могуществе Валар (ед.ч. – Майа). Означает «Искусные и прекрасные творцы», число которых неисчислимо.

Если кто-то из вошедших в Эа первозданных Духов не принадлежит к свите Управителей Арды, то к соответствующим "статусам", будь то «Валар» или «Майар», они не относятся. В таком случае, правильнее называть их просто «Айнур» или «Эалар», поскольку иные подходящие классификации нам не даны.

Единственным известным из Великих, потерявшим статус Валы, был Мэлькор. Что же до Майар, утративших свой статус, то к ним можно отнести, например, Унголиант, и, вероятно, Сарумана. Что же до Тома Бомбадила, то он тоже изначально был из числа обособленных Духов, которые были сами себе Хозяевами, то есть его уместно называть Айну, но не Майа.

Тулкас был из числа тех великих Айнур, изначально сошедших в другие области Эа, но позже отправился в Арду, чтобы помочь Валар в борьбе с Мэлькором, после чего был причислен к ним.

Вероятно, что, когда Айнур получили свои титулы, сила их духа сыграла роль в определении того, к какому классу те стали принадлежать. Впрочем, также возможно, что некоторые из Майар, а также развоплощённые Эалар или Айнур, могли обладать духовной силой, позволявшей соперничать с некоторыми из Валар в этом аспекте.

Ещё важно отметить разницу между Эалар и Фэар. Дети Илуватара обладают Фэар (также Эру наделил Фэар наугрим, созданий Аулэ, и энтов, созданий Йаванны): так называлась их «душа», "Фэа", (которая неуничтожима), отделяющаяся от "Хроа" (или «тела»), когда то по какой-либо причине было утрачено. Эалар же развоплощены по своей природе (то есть бестелесное состояние для них естественно, когда как Фэар для того же естественного существования требуются Хроар) и принимают телесный облик только тогда, когда желают, если, конечно, обладают могуществом для того, ведь Айнур в том различаются, а некоторые и вовсе лишены такового - автор называл соответствующих "тенями".

Стоит также различать «воплощённых» в Хроар и «облачённых» в Фанар. Многие Эалар могли принимать физические формы Фанар, чтобы взаимодействовать с существами Мира на физическом уровне (возрожденные эльфы облачались в Фанар, физические воспоминания об их былых телах, не принадлежавшие материи Арды; то же, вероятно, касалось и тех смертных, которым было дозволено попасть в Благословенный Край, и это в каком-то смысле было сопоставимо "смерти", особенно для "наблюдателя со смертной земли), но они могли и отказаться от этих форм в любой момент (были способны воплощаться и развоплощаться), изменить их по своему усмотрению. Когда их форма, "одеяние", разрушалась или получала ранение, то это не "убивало" Айнур. Однако, некоторые Духи настолько сильно привязывались к своим одеяниям, что в итоге приближались к состоянию «воплощённых» в Хроар (см. Осанвэ-кэнта) - тогда насильственная утрата их обличия сильно истощала их, и в конечном итоге таковые Айнур уже не могли самостоятельно сменить одеяния, став привязанными к ним. При последующих утратах своих форм эти Духи тратили всё больше и больше сил и времени на то, чтобы восстановить их (ср. с Сауроном), в итоге нередко превращаясь в бессильных Духов, терзаемыми среди теней. Воплощенных духов, которые в критической степени ослабели и лишились своих тел, автор называл "полтергейстами" (см. 10 том ИС).

Впрочем, мы также имеем иные примеры привязывания к своей форме, например, в лице Мэлиан, из-за любви к Тинголу, что привело к появлению Лутиэн; в лице Истари, для которых Валар создали тела старцев.

Автор статьи - Elvenstar. Публикация статьи на Дзене одобрена автором. Оригинальный материал - здесь.

-2

Вступайте в группу ВКонтакте - самый масштабный информационный ресурс о мифологии Толкина в СНГ!