Собственно, это не обязательный аппендикс ко вчерашнему тексту. Несколько разрозненных, но метких замечаний относительно музыкальной среды, в которой стало возможным появление такой группы, как Them с таким вокалистом, как Вэн Моррисон.
Временами этот альбом кажется клубком оголенных проводов. Высота напряжения опасна для жизни. Вэн Моррисон то проклинает, то оплакивает обыденные предметы и лица, но, только в той форме, какими они видны ему одному.
О контрастах и единстве противоположностей: Phil Coultrer непосредственный участник студийных шабашей Them, в дальнейшем сочинит одиозные "Поздравления", вознесшие Клиффа Ричарда на стоеросовый пьедестал Евровидения.
Кропотливой огранкой песен Джона Ли Хукера в понятном молодежи формате занимались The Animals. Их успех на этом поприще сопоставим с работой Роллингов над песнями Чака Берри, которые они сумели усовершенствовать, нисколько не извратив первооснову. Разогнав и продлив Down The Road Apiece, добавив в You Can't Catch Me великолепное соло, утяжелив Round and Around, а Confessin' The Blues преподнести в роскошном замедленном темпе .
I'm Mad Again, Boom Boom и Maudie в прочтении The Animals являются классическим примером благополучной пересадки угрюмой экзотики блюза "для своих" на британскую почву.
Монотонный, но цепкий "саспенс" в песнях-вертушках Джимми Рида соблазнял и Энималс, и Стоунз, и Them.
Все три группы оставили нам свой вариант Bright Lights Big City. Так же, как в случае с Honest I Do, версия Роллингов довольно близка к оригиналу. Впрочем, нет - несмотря на формальное сходство в Honest I Do клубится полутьма, выдыхаемая гармоникой и горлом, и брякают вериги паранойи Фила Спектора. Не слова и пассажи, а смутный страх остается в памяти после первого прослушивания этой вещи.
Итак, Bright Lights, Big City - огни большого города, праздничные и похоронные... В пересказе Вэна Моррисона (как уже было отмечено в первой части эссе) доминируют "одесса-мама" с целомудренной развязностью Александра Шеваловского. И только Эрик Бёрдон смог превратить стандартный блюзец в динамичную мини-драму, не позабыв ввернуть куда надо свое коронное протяжное "о". Безотказно воздействует, нагнетая тревогу, и "мексиканский" пассаж соль-мажор - фа мажор, уже проверенный в таких шедеврах, как His Latest Flame, Three Rooms и, конечно же, On Broadway.
Отчетности ради так же стоит отметить, что ни одна из трех песен, "подсунутых" Them Фаррелом и Бернсом так и не стала добычей других исполнителей. А это довольно маститый тандем. Хотя фольклорная Go on Home Baby и опережает Sloop John B. - большой и международный, но весьма специфический хит Бич Бойс. Видимо, привлекательность этой песенки слышна только иностранцам. В свою очередь мелодию I Gave My Love a Diamond трудно отличить от елейной Twelth of Never, безупречно пропетой Клиффом Ричардом.
Главной энигмой "Сердитых и молодых" остаются сокращенные One Two Brown Eyes (вскоре помещенные в глазницы хитовой Brown Eyed Girl) и Mystic Eyes, в кульминации которой отдельным гражданам была отчетливо слышна фамилия "Луспекаев". Рискните, попробуйте, быть может послышится и вам.
Буквально год спустя Роллингам удалось преодолеть трехминутный барьер, разместив на первой стороне нового диска 11 минутную Goin'Home.
Пожалуй, пора закругляться. Второе отделение должно быть короче первого.
👉 Бесполезные Ископаемые на Радио России каждый понедельник в 21.10