16 июня 1997 г. в Великобритании вышел альбом Radiohead "OK Computer". Переломный момент в истории европейского рока

Источник: upload.wikimedia.org
Источник: upload.wikimedia.org

жанр: альтернативный рок, прогрессивный рок, арт-рок

главные композиции: Paranoid Android, Karma Police, Electioneering, Lucky, No Surprises

В самый момент спада популярности брит-попа, который начал сдавать позиции и готовиться передать "трон" рок-музыки из Великобритании обратно в США, где готовился бум ню-метала, поп-панка и постгранжа, в самый последний год "власти", 1997-й, выходит альбом группы из того же брит-попа, жесточайшим образом поставивший точку в этом позитивном жанре и внезапно обозначивший полную смену музыкального направления/настроения/жанровых особенностей в популярной английской рок-музыке. "Гитарные меланхолики" Radiohead, сделавшие себе имя предыдущим альбомом "The Bends" ещё в рамках брит-попа, издают новую работу, кардинально отличающуюся от предыдущего своего творчества, задавшую новый вектор направления на всё последующее европейское рок-поколение, а потом и частично повлиявшую на всю рок-индустрию. Альбом в принципе возродил интерес к сложной концептуальной музыке.

Источник: billboard.com
Источник: billboard.com

Музыкальные эксперименты, за которые группа взялась после подавленного состояния после последнего тура по "The Bends" привели сначала в ужас лейбл группы Capitol. Кто мог подумать, что неординарные мелодии и атмосферные усложнённые аранжировки смогут внезапно так сильно "рвануть" в коммерческом смысле.

Источник: guitarsexchange.com
Источник: guitarsexchange.com

Чего говорить, первой вещью, повлиявшей на новую музыку Radiohead, стала классика джаз-фьюжна - альбом Майлза Дэвиса 1970 года "Bitches Brew". Остатки брит-поперской сути группы состояли в едва заметной мелодике а-ля A Day In The Life битлов, а общая полупсиходелическая-полупрогрессив-рок-атмосфера шла явно откуда-то из тех же 70-х. И на самом деле - напрямую от немецкого краут-рока в лице группы Can.

Источник: i.pinimg.com
Источник: i.pinimg.com

Влияние музыки из капитально разных направленией наложилось на "прогрессирующее безумство" Тома Йорка и вышедшее на верхнюю планку мастерство всей команды музыкантов. Гений-мультиинструменталист Джонни Гринвуд, во-первых, на этом альбоме полноценно закрепил себе имя в когорте последних величайших гитаристов-новаторов, а во-вторых, существенно расширил в своем арсенале использование клавишных и других инструментов: орган, ксилофон и даже струнные инструменты.

Источник: rollingstone.com
Источник: rollingstone.com

Большим плюсом в записи альбома был редкий для музыкальных коллективов демократический подход: фактически все имели слово при решении в пользу той или иной записанной композиции. Конечно, слово Тома Йорка зачастую было последним, но лишь в связи с его безумными идеями, которые были лишь у него в голове. Не давал демократии скатиться в хаос и беспорядок "шестой участник" группы Найджел Годрич, бессменный сопродюсер всех альбомов группы, всегда делавший поправки в песнях, видя весь процесс со стороны. В принципе уникальность Radiohead и состояла в том, что за всю историю ни разу не поменяла свой состав, на месте оставался всегда и Годрич.

Вступительная песня Airbag - первая и пока не самая удачная попытка "радиоголовых" использовать в песне электронное программирование. В следующем альбоме нового тысячелетия они уже научатся, как мы помним.

Зато второй идёт коронная композиция Paranoid Android, в которой для меня лучшая гитарная аранжировка во всей истории рока. Переходящая от задумчивой полуакустической баллады к нервно-истерическому забою и такому же вокалу Йорка с грязными и рваными фирменными аккордами Гринвуда и О'Брайена в лучших традициях Radiohead. Песня прельщает именно своим нестандартным построением, в ней полностью сломана традиционная куплетно-припевная структура, а также внезапными сменами ритмического рисунка (в чём главная заслуга ритм-секции: басиста Колина Гринвуда и барабанщика Фила Селуэя). Великолепно проработанные гитарные партии всех троих: Йорка на акустике, О'Брайена на ритм-гитаре и соло на гитаре Гринвуда, однозначно входящее в топ величайших соло, причём, самых нестаднартных, поскольку вся соло-партия разбита на несколько резких и обрывочных кусков. Я бы сказал, что подобная гитарная работа наилучшим образом показала тренд своего времени: полный отход от уже заезженных принципов традиционных соло-партий гитарных классического рока и смещение акцента от импровизационной составляющей к чётким проработанным мелодическим рисункам. Я считаю эту песню главной визитной карточкой группы, а её название точно определяет и суть творчества Radiohead - "параноидальный" прогрессивный рок. По крайней мере, на тот момент точно.

Какие бы песни лично от себя бы ещё отметил. Самая смахивающая по своей сути на джаз-фьюжн Майлза Дэвиса здесь, безусловно, Subterranean Homesick Alien.

Предыдущий брит-поперский период творчества Radiohead здесь представлен по сути в одной только, самой грязно-гитарной забойной теме Electioneering.

Классическая меланхолия музыки группы также никуда по сути не делась, она вышла на новый уровень "умиротворения" в таких композициях, как политическая Lucky и No Surprises с главной фишкой - колокольчиками и очередным безумным клипом, представлявшим собой голову Тома Йорка в резервуаре, наполнявшемся водой.

Закончить обсуждение конкретных песен, конечно, хотелось бы на Karma Police, редкая слаженная и ровная композиция на всём альбоме, заложившая чёткую основу нового английского рока. Легкие гитарные акустико-электрические партии, фортепиано, частично монотонная мелодия и настроение полнейшей расслабленности - именно таким станет в большинстве своём весь британский рок следующего десятилетия. Travis, Coldplay и многие другие группы во многом будут ориентироваться в начале своей карьеры на музыку Radiohead именно такого плана.

В принципе великие альбомы так и получаются: выходя за рамки жанров, не вписываясь в эти жанры и закладывая на будущее такие тренды, которые на тот момент никому не пришли бы в голову. Вот кто мог подумать, что во время простых и доступных композиций внезапно выстрелит альбом, выполненный в духе классиков прогрессивного рока 70-х по сложности аранжировок и концептуальности звучания, а также совершеннейшей непредсказуемости мелодий. Альбом даже получил "Грэмми" за лучший альтернативный альбом. На самом деле это классический закон смены жанров: когда-то народ устаёт от сложностей музыки и хочет чего-то самого простого и даже некачественного, а когда-то приедается и замыливается простая музыка, в которой ничего нового уже не придумать, и наверх вырывается что-то вроде бы сложное, но которое все слушают, открыв рот. Когда я впервые слушал этот альбом, я тоже любил простую и доступную музыку. И сия работа тоже, в общем-то, заставила меня открыть рот и включить её в мои любимейшие альбомы.

Другие статьи про Radiohead, их участников и их сторонние проекты:

Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.