Найти в Дзене

Обзоры новых альбомов. The Smile "A Light for Attracting Attention" (2022, май). "Обрезанные" Radiohead или недержание Йорка и Гринвуда?

жанр: прогрессивный рок, пост-панк, математический рок, электронная музыка главные композиции: You Will Never Work In Television Again, The Smoke, Free In The Knowledge, A Hairdryer, We Don't Know What Tomorrow Brings Продолжаю восполнять пробелы по новым интересным релизам прошлого года. Конечно, первый вопрос после создания такой группы был один: а почему не очередной альбом Radiohead? Мысли были разные. Либо у двух главных гениев английского именитого коллектива "творческое недержание", что хочется больше работать, больше материала издавать и реализовывать идеи, которых в головах у них обоих точно всегда навалом. Либо хотелось тишины и покоя и трогать остальных участников Radiohead своими очередными "безумствами" они не стали. По факту же правда из всего по чуть-чуть: просто в пандемию главному идеологу группы Тому Йорку и главному человеку-оркестру-композитору-аранжировщику Джонни Гринвуду нужно было как-то делиться постоянно прущим в голове материалом - и они его репетировали вдво
Источник: yandex-images.clstorage.net
Источник: yandex-images.clstorage.net

жанр: прогрессивный рок, пост-панк, математический рок, электронная музыка

главные композиции: You Will Never Work In Television Again, The Smoke, Free In The Knowledge, A Hairdryer, We Don't Know What Tomorrow Brings

Источник: castlerock.ru
Источник: castlerock.ru

Продолжаю восполнять пробелы по новым интересным релизам прошлого года. Конечно, первый вопрос после создания такой группы был один: а почему не очередной альбом Radiohead? Мысли были разные. Либо у двух главных гениев английского именитого коллектива "творческое недержание", что хочется больше работать, больше материала издавать и реализовывать идеи, которых в головах у них обоих точно всегда навалом. Либо хотелось тишины и покоя и трогать остальных участников Radiohead своими очередными "безумствами" они не стали. По факту же правда из всего по чуть-чуть: просто в пандемию главному идеологу группы Тому Йорку и главному человеку-оркестру-композитору-аранжировщику Джонни Гринвуду нужно было как-то делиться постоянно прущим в голове материалом - и они его репетировали вдвоём "по удалёнке". И накопившееся дело к моменту снятия ковидных ограничений нужно было как-то обрабатывать.

И тогда решено было в таком же минималистическом варианте всё и оставить, раз "сыгрались". Посчитав, что материал звучит по особому, трогать остальных участников Radiohed потому и не стали, а нашли третьего единомышленника, чтобы сформировался более-менее цельный и минимальный вариант команды и для записи альбома, и для живых выступлений. Им стал джазовый барабанщик группы Sons of Keme Том Скиннер. Его как раз джазовая подача игры пришлась в точку, как раз под музыкальные идеи Йорка и Гринвуда.

Касательно собственно самого жанра альбома... Как всегда, сложно описать парой слов музыкальные безумные идеи Тома Йорка и Джонни Гринвуда, но в своей основе - это всё равно всё те же Radiohead. С 2000-го года группа перешла с чёткого гитарного саунда 90-х на полную свободу экспериментов. Гитарный грязный звук, "заумная" электроника, нестандартные музыкальные ходы - это лишь малое, что можно сказать о творчестве Radiohead за последние 20 лет.

Но эта основа перекочевала и в The Smile. Надо сказать, что лучше всего альбом получилось у меня воспринять после просмотра первого концерта группы в Лондоне, который был отлично снят и транслировался на стрим-каналах. Всё те же неадекватные глаза Тома Йорка, вечная чёлка до носа Джонни Гринвуда, совершенно непонятно как придумываемые голосовые линии, мелодические ходы, грязноватые гитарные риффы, великолепные переборы на гитаре и бас-гитаре Гринвуда и его же многопрофильность (на альбоме и концерте играл даже на арфе). Вообще состав у них вышел таким, что втроём можно было бы сыграть все песни живьём: все играют на всём: гитарах, бас-гитарах, синтезаторах, пианино. Даже барабанщик Том Скиннер иногда вставал за синтезаторы, семплеры и исполнял роль бэк-вокалиста.

Но, конечно, во многом это были и совсем не Radiohead. Начиная с минималистических аранжировок и сильного пост-панк-влияния. В связи с тем, что сейчас в среде новых британских рок-групп пост-панк является некоей основой, на которой и возникло новое интересное движение. Вероятно, и Йорк с Гринвудом не смогли обойти это влияние. Хотя по факту они сами оба с 90-х годов являются одними из "направляющих" в мировом роке. И, конечно же, сложность построения композиций. Как по ритмам, с которыми команда справилась отлично во многом благодаря сугубо джазовому подходу барабанщика Тома Скиннера, так и по внезапным "поворотам" в построении каждой песни - мощные эксперименты в математическом роке, так называемом мат-роке. Это тоже веяние времени. Сложные "конструкции" композиций стали одной из важных составляющих современного английского рока.

Так что, если углубиться и сделать вывод, The Smile вышел успешным экспериментом в ногу со временем: на проверенном временем фундаменте "ветеранного" звучания Radiohead Том Йорк и Джонни Гринвуд при безусловной помощи Тома Скиннера сделали отличный современный продукт, который, конечно же, не всем зайдёт и многим покажется слишком "заумным". Но все же это веяние времени... Так рок всё-таки жив? Если только силами таких великих безумцев, как Том Йорк и Джонни Гринвуд. Последний только в очередной раз подтвердил своё "вхождение" в мой личный топ-30 величайших личностей в музыкальном искусстве. Джонни Гринвуд - не просто один из последних великих гитаристов-новаторов, но и талантливый композитор, аранжировщик, который никогда не сидит на месте в своих музыкальных идеях.

Источник: media.pitchfork.com
Источник: media.pitchfork.com

Другие мои публикации о Radiohead, их музыкантах и сайд-проектах:

Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.