жанр: альтернативный рок, британский инди-рок, электронная музыка, эмбиент, экспериментальная музыка
главные композиции: Everything In Its Right Place, The National Anthem, Optimistic, In Limbo, Idioteque
Один из самых ярких и редких примеров среди историй каких-либо исполнителей, которые рискнули после колоссального коммерческого успеха полностью изменить творчество и отправиться в неизведанную экспериментальную сторону - и их выбор оказался правильным. Британские инди-брит-поп-гиганты 90-х, создавшие в конце того десятилетя один из революционных и этапных в истории музыки альбомов "OK Computer", вышли в новое тысячелетие с абсолютно новой и шокирующей всех поклонников и критиков музыкой.
Причём, настолько неожиданной во всех смыслах, что фронтмен-вокалист-гитарист Том Йорк подтвердил ещё больше свой статус сумасшедшего гения с некоторым уровнем неадекватности. Потому что на самом деле, как ни слушай музыку Radiohed, ты никогда не узнаешь, в какую сторону повернут извилины его мозга. То же самое можно сказать и о второй значимой фигуре группы - основном аранжировщике и гитаристе-мультиинструменталисте Джонни Гринвуде, который был единственным участником группы с мощнейшим музыкальным образованием. На новом альбоме он использовал столько неожиданно новых инструментов и аранжировочных подходов, что не просто открыл своё "второе я" поклонникам группы, а заставил так же каждый раз удивляться, какую новую музыкально-аранжировочную идею он предложит.
Альбом по сути стал очень сложным и неожиданно успешным следствием творческого выгорания группы после из оглушительного успеха с OK Computer, на котором закончился "гитарный" период группы 90-х годов, когда они из вроде бы обычного брит-попа выросли в нечто колоссальное и обособленное с примесью традиций старой британской психоделической музыки и со своей собственной уникальной и неожиданной мелодикой. Том Йорк полностью замкнулся в себе, испугался успеха "гитарного звучания" и сконцентрировался на восприятии электронной музыки. Одновременно с этим и Джонни Гринвуд принёс для нового материала несколько неожиданных решений.
Как результат - 2 октября 2000 года вышел альбом, где на первом месте стояла ритм-секция, а всё, что её окружало, казалось плодом больного воображения. И, самое парадоксальное, что всё это вместе оказалось настолько единым целым, что шокированная публика и критика отозвалась первыми местами британских и американских чартов, а также самым высоким местом у Radiohead в рейтинге величайших альбомов по версии журнала Rolling Stone - 20-м!
Демоническое монотонное электронное звучание вступительной Everything In Its Right Place, начинающееся с партии Тома Йорка на электропиано и заканчивающееся его же гипнотизирующим засемплированным голосом, будто ножом разрезает стандартные музыкальные ожидания любого ценителя хорошей музыки и заставляет волей-неволей просто вслушаться - и пропасть навечно в этом альбоме и очнуться лишь в конце.
Сам Том Йорк, ударившись в электронные аранжировки, в основном записывал для альбома как раз основные партии клавишных и органов. А в арсенале аранжировочных решений Джонни Гринвуда значились, помимо гитар и его же клавишных, ещё и куча синтезаторных семплов плюс его новый излюбленный инструмент - волны Мартено! Именно они явились одним из главных "героев" на одной из самых ярких композиций альбома, построенную на бас-гитарном с дисторшном риффе Тома Йорка - The National Anthem. Одна с половиной басовой ноты за всю песню, переходящая в агонию к концу действа духовая секция и "успокаивающие" в определённых эпизодах волны Мартено - и одна из моих любимейших композиций Radiohed за всю их историю!
Струнный оркестр, принимавший участие в песне How To Disappear Completely, вообще был записан в церкви Дорчестерского аббатства - фантазиям Джонни Гринвуда не было предела.
Optimistic - возможно, единственная песня с отголоском "гитарного" прошлого девяностых группы. Ниже исполнение этой песни вместе с вышуепомянутой The National Anthem:
В результате успех альбома не ожидал никто. В идеи Тома Йорка, помешавшегося на электронике, не верил изначально никто. Басист Колин Гринвуд говорил: "Какой-то ужасно бредовый арт-рок просто ради интереса. При этом выглядит так, будто пытаешься поранить часть своего лица просто назло самому себе". Идеальнее про музыку Radiohead и не скажешь, причём, с этого альбома так можно было сказать про любой следующий их альбом. Потому что группа именно в тот период творчества заработала себе статус обособленных от всего происходящего в музыке гениев. Если OK Computer был кульминационной реакцией группы на тенденции в рок-музыке в середине 90-х годов, когда главенствовал английский брит-поп, и вышла за пределы существовавших границ, то Kid A вышел за пределы временной актуальности любой музыки.
Другие мои публикации о Radiohead, их музыкантах и сайд-проектах:
Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.