Как педагог, я всегда использовала ошибки учеников, чтобы понять, в чем больше всего нуждается ученик. Но для того чтобы ошибки действительно делали обучение более эффективным, важно сформировать культуру ошибок.
Культура ошибок — это безопасность
Известный американский педагог Дуг Лемов считает:
Культура ошибок — «это среда, в которой чувствуют себя в безопасности, совершая ошибки и обсуждая их»
В моей педагогической практике очень редко встречаются дети, которые не боятся совершать ошибки. Неважно, работаем ли мы над новым материалом или отрабатываем уже изученные темы. В большинстве случаев ученик боится ошибок.
Работая методистом, я столкнулась с той же проблемой: учитель, как и ученик, боится собственных ошибок, не знает, как использовать их для своего дальнейшего профессионального развития.
Учитель, как и ученик, как правило боится собственных ошибок
Вернемся к Дугу Лемову, который в своей книге «Учи как чемпион», представляет класс как культуру, созданную словами и действиями не только учителя, но и учащихся. И в этой культуре ни учитель, ни ученик не может безопасно бороться и терпеть неудачу в одиночку. В итоге и учителя, и ученики не просто боятся совершать ошибки.
Мой опыт
Я начала работать над культурой ошибок с себя. Просто разрешила себе их совершать. Мы живем в очень динамичном мире. Если раньше авторитарная педагогика была оправдана и не вызывала сомнений, то сейчас есть четкий тренд к индивидуальному образованию, мы не можем всегда знать наверняка, как правильно. Используя одни и те же приемы на протяжении долгого времени, однажды мы сталкиваемся с тем, что система перестает работать, либо неэффективна для конкретного ученика. И чтобы продолжить обучение эффективно, я должна вовремя понять: а где я ошиблась? В какой момент что-то пошло не так? Почему у нас нет результата и мы все еще далеки от поставленной цели?
Как формировать культуру ошибок у учеников?
Научить ошибаться учеников оказалось не так просто. Для начала пришлось показывать ребятам, что даже если они ошибаются, всегда есть то, что они сделали или хотя бы пытались сделать правильно. Я отказалась раз и навсегда от красной ручки и желания исправить ошибки. Метод зеленых чернил работает намного эффективнее.
Метод «зеленой ручки» заключается в том, чтобы фиксировать внимание ребенка не на ошибках, а на успехах.
С помощью зеленого цвета я отмечаю то, что ученик выполнил верно. Это всегда выглядит оптимистично и смещает акцент с поражения на победу.
Далее я всегда разбираю ошибки вместе с учеником: почему ты решил так? На какие знания опирался? Важно научить ребят любить свои ошибки, анализировать их, использовать для дальнейшего развития. Это в дальнейшем помогает избежать ошибок, так как в процессе поиска ответа, ученик уже самостоятельно запускает механизм анализа и поиска верных решений.
Как это работает на практике
Как и любой педагог, я примерно знаю, в каких местах чаще всего ошибаются ученики того или иного класса. У всех нас есть некий пул традиционных ошибок. И на основании этой информации я вывела два приема, которые помогают сформировать культуру ошибок:
- Рассказываю о том, что в этом месте ребята часто ошибаются. Прошу найти ошибки в ответах других учеников и объяснить, почему они считают это ошибкой.
- Жду, когда ученик совершит подобную ошибку и благодарю его за нее и предлагаю вместе разобрать этот вопрос. Используя эвристическую беседу, направляю ученика в нужное русло и помогаю понять, в чем он ошибся. При этом также сообщаю, что он молодец, сам смог найти верное решение.
Что дает культура ошибок учителям и ученикам
Еще один американский педагог Боб Цимерли, использует знания о частых ошибках учеников следующим образом. Когда во время урока ему удалось выявить системную ошибку, которую ребята повторяют из раза в раз, он остановил урок и сказал следующее: «Я так рад, что вы совершили эту ошибку, это поможет мне помочь вам». Таким образом он транслировал своим ученикам: ошибаться это нормально, любая ошибка — это ценность, она является источником понимания проблемы. Как учитель он показал: меня не беспокоят ваши ошибки, я их ожидаю и хочу о них знать.
Работа с культурой ошибок у учеников и учителей позволила мне понять, что это жизненно важно в педагогике. Если я откажусь от развития этой культуры, то мне придется работать с учителями и учениками, которые будут всячески избегать делать что-то новое, повторять попытки, если что-то сделали не так.
Как учитель он показал: меня не беспокоят ваши ошибки, я их ожидаю и хочу о них знать.
Ученики, которые боятся ошибаться очень часто стараются схитрить, но сделать все правильно, не признавая ошибок. Учителя, которые боятся ошибок, не будут пробовать что-то новое, опасаясь неудачи.
Учитель, у которого ученики боятся ошибаться, работает вслепую, так как не получает достоверных данных для своего преподавания. Создание для учителей и учеников безопасного пространства для совершения ошибок — это польза для всех участников образовательного процесса.
Татьяна Сорокина, методист Учи.Дома
#ошибки #учителям #учи.дома #онлайншкола #онлайнобучение #онлайнобразование