В пятидесятых годах в СССР решили обратить внимание на фантастику, до этого бывшую в загоне «близкого прицела». Заново запускается серия «Библиотека приключений и научной фантастики» Потихоньку начинают печататься произведения Ефремова («Звёздные корабли») и вдруг, как гром среди ясного неба появляется книга Г. Мартынова «220 дней на звездолете».
Её ждал настоящий фурор. Наконец то советские граждане начинают осваивать другие планеты. В книге описана советская межпланетная экспедиция на Марс с пролётом мимо Венеры.
Ничего подобного до этого в Советском Союзе не публиковалось – настоящее фантастическое приключение. Судите сами.
Известный конструктор Сергей Александрович Камов создаёт уникальный космический аппарат «СССР-ЛС2» и в качестве его командира с тремя звездоплавателями (астрофизик Арсен Георгиевич Пайчадзе, астроном Константин Евгеньевич Белопольский, журналиста, фотографа и кинооператора Борис Николаевич Мельников) отправляется на Марс.
По пути они пролетают мимо Венеры и даже опускаются под её атмосферу, где обнаруживают океан и леса на побережье. Оставив их изучение на следующий раз, экспедиция летит к цели.
В это время в США конструктор Чарльз Хепгуд тоже создает межпланетный корабль и стремится их опередить с посадкой на Марс. Но у него, как всегда, ничего не получается и американский корабль прибывает на Марс на сутки позже советского. Марс наш!
Члены советской экспедиции начинают исследования скудной флоры и фауны Красной планеты и очень скоро обнаруживают, кто находится на вершине пищевой цепочки – помесь крокодила и кузнечика. Вот этот «король» местной фауны в конце концов и отужинает американским конструктором – нечего совать палки в колёса советского прогресса. Дальше следуют еще несколько необычных происшествий, но не буду раскрывать главных – сами прочтёте.
В принципе, довольно наивное произведение начальной стадии советской фантастики, но не большое по объёму и желающие вполне могут его осилить.
А ещё здесь есть И.В. Сталин – его цитата, наверное, и послужила зеленым светом для издания повести:
«– Смогут ли люди когда-нибудь, – сказал я, – до конца постигнуть всю необъятную Вселенную, раскрыть все её тайны?
– Никто необъятного объять не может, – сказал Пайчадзе. – Я, конечно, шучу. Смогут, Борис Николаевич! Смогут тогда, когда наука и техника будут во много раз могущественнее, чем теперь. Помните слова товарища Сталина: «Нет в мире непознаваемых вещей, а есть только вещи, ещё не познанные, которые будут раскрыты и познаны силами науки и практики».
Очень правильная фраза. В мире нет не познаваемых тайн.
Автор понимал, что найдется куча критиков – и это не так, и так не бывает, поэтому в начале повести честно написал:
«Автор далек от мысли, что его произведение может дать действительную картину близких уже космических рейсов. Такую картину никто дать не может. Жизнь всегда отлична от вымысла, богаче, его и разнообразнее.»
Что же написали критики? Вот, к примеру А. Палей:
«Никогда еще мечты о межпланетных полетах не соприкасались так близко с действительностью, как в последние годы. Поэтому читатель с интересом раскрывает выпущенную Детгизом повесть Г. Мартынова «220 дней на звездолете».
Книга заслуживает этого. Автор, по-видимому, тщательно ознакомился с вопросами межпланетных полетов и новейшими достижениями астрономии, в том числе с работами советских ученых в области астроботаники. Он сумел заинтересовать читателя судьбой действующих лиц конструктора советского звездолета Сергея Камова и его спутников, среди которых находится молодой журналист Мельников, от чьего лица в основном и ведется рассказ.
Особенно удался автору привлекательный образ Камова, человека талантливого, обладающего глубокими и разносторонними знаниями, волевого и самоотверженного. При обрисовке такого положительного героя грозила опасность пересластить его образ, но, к счастью, этого не случилось. Именно потому, что в Камове и в Мельникове читатель видит симпатичных ему и настоящих. а не надуманных людей, он с волнением следит за их полетом на Венеру и Марс, за теми опасностями н приключениями, которые ям пришлось пережить, и за их триумфальным возвращением на Землю. Книга проникнута горячей верой в достижения советской науки— и это также ее несомненное достоинство.
Но значительны и недостатки книг. Их следует отметить как в интересах развития научно-фантастического жанра, так и в интересах автора, по-видимому, еще находящегося в начале своего творческого пути.
Остальные действующие лица повести обрисованы схематично, бледно, не запоминаются. В книге мало свежей фантазии. Местами автор оказывается даже не на уровне современной науки и техники. Так, советские межпланетные путешественники пользуются на Марсе для забивки свай электролебедкой и старинным молотом. Почему же они не применяют хотя бы метод электро-вибрации?
Так как в книге мало сюжетной выдумки, ее правильнее было бы назвать не повестью, а научно-фантастическим очерком, который ведь также имеет право на существование и познавательное значение.
Впрочем. в книге есть еще один сюжетный ход, осложняющий развитие действия.
Но ход этот нельзя признать удачным из-за крайне примитивной обрисовки придуманных ради него людей.
Соревнуясь с Камовым, одновременно с ним летит по тому же маршруту на своем звездолете американский конструктор Хепгуд вместе с журналистом Бейсоном.
Есть две основные категории американских интеллигентов: наши враги— реакционеры — и прогрессивно настроенные люди.
Автор мог показать жизненную правду во всей ее сложности: показать столкновение взглядов или даже борьбу между обоих лагерей,
Но он пошел по линии наименьшего сопротивления, изобразив обоих американцев дефективными людьми. Выдающийся конструктор Хепгуд — человек, крайне примитивно мыслящий, интересующийся наукой, авантюрист самого мелкого пошиба. Журналист Бейсон — горький пьяница и дегенерат. Он берет с собой в межпланетный полет 200 литров виски, пьет беспрерывно и из низменных побуждений пытается убить одного из советских межпланетных путешественников. Неужели в Америке не нашлось более достойных людей для такого ответственного полета?
Эта история хотя и действительно усложняет сюжет, но сильно портит книгу. Без этих надуманных происшествий книга только выиграла бы.
Здесь автору должен был бы помочь редактор. Он обязан был также устранить из книги несуразности, вроде того, например, что «древние астрономы Земли» дали имена спутникам Марса. Древние астрономы не имели понятия об этих крошечных планетках, открытых в 1877 году.
Советская межпланетная фантастика имеет в своем активе, помимо «Аэлиты» А. Н. Толстого. такие, например, книги, как «Прыжок в ничто» и «Звезда КЭЏ» А. Р. Беляева. По смелости вымысла, развитию сюжета и показу людей романы Беляева значительно сильнее книги Г. Мартынова. Советский читатель вправе ждать более совершенных произведений на эту тему.»
Ну, в общем полный разнос. Но Мартынова это не остановило, и он написал два продолжения - «Сестра Земли» и «Наследство фаэтонцев», составившие цикл «Звездоплаватели». Все три книги были выпущены в одном томе в 1960 году.
А вы читали Георгия Мартынова?