Найти тему
ВИКТОР КРУШЕЛЬНИЦКИЙ

К НЕПРОСТОМУ ВОПРОСУ ЧТО ТАКОЕ РОДИНА, И ЕСТЬ ЛИ ОНА

.

.

.

Что такое родина , вопрос старый как мир, тем не менее, это один из наиболее сложных вопросов для человека. Родина понятие широкое , многосложное и комплексное. Да и есть ли на самом деле у человека Родина? Прежде чем попытаться ответить на этот вопрос, лично я начал бы с того, что земной мир человеку чужд, человек конечно способен вжиться и в мир и в мирское, но лишь в той мере, в какой он рискует потерять себя в подобном растворении в окружающем . Каким бы человек не был, из какой семьи он бы не происходил , человек не принадлежит миру. Было бы самонадеянно заявить, что человек в большей мере от Бога, чем от мира, (как показывает повседневная практика большинства – это далеко не так, человек слишком вживается в мирскую суету), однако, даже это обстоятельство не мешает сказать, что нечто делающее человека человеком , или личностью, дается человеку от Бога, а не от мира, который в принципе ни одному человеку не может быть родным, поскольку, ни один человек не может стать всего лишь частью этого мира. Единственная Родина человека это Царствие Небесное , если говорить по существу. Однако, нельзя отрицать, что даже в чужом человеку мире , есть нечто такое, что делает землю и мир человеку несколько роднее , чем они есть на самом деле , говорим ли бы о красоте природы , об особенных пейзажах окружающих человека с детства, говорим ли мы о сказках, или о тех, кто нам рассказывал эти сказки в детстве,( это могут быть бабушки или дедушки, родители, или даже школьные учителя) , наконец, говорим ли мы о тех, кто на нас тем или иным образом повлиял , если мы говорим о друзьях, или любимых людях.

Правда, в философском контексте данной мысли, (то есть, пока лишь ее наброска) , возникает ничуть не менее сложный вопрос. Если и вправду, мир человеку чужд , если каждый человек рождается анонимно, и появляясь на свет плачет, очнувшись в опредмеченном и анонимном царстве вещей , понятий, и законов , под которыми царят лишь бренность, смерть и обреченность, если даже говоря на одном языке с другим людьми, человек со временем понимает, что язык, и понятийный аппарат у всех людей разный, (и найти человека, который бы говорил с тобой на одном языке, редкость) , то как в таком случае вообще оказалось возможным понятие Родины - как в чужом человеку мире, может найтись нечто ему родное, если единственная Родина человека Царствие Небесное, или родина его души ? Хотя, конечно, не только у человека есть душа. Душа есть и у природы. Можно сказать, что жизнь природы и есть ее душа, пусть и пока бессловесная и ищущая просветления в Логосе , или Слове Божьем. Нельзя не сказать, что в какой то мере, душа человека и душа природы родственны .

Особенно, если речь идет о родной человеку природе.

Это первый уровень родства. При этом нельзя сказать, что это уровень родства возникающий до культуры , поскольку , природа как понятие, возникает тогда же когда возникает и культура . Что бы говорить о природе , что бы ощущать с деревьями и птицами (как бессловесной, но выразительной или музыкальной душой жизни) родство , у человека уже должна существовать культура, хотя бы первобытно- анимистичная. Разумеется, все это не делает мир человеку родным, потому что даже красота природы скорее говорит о том , что человек утратил, или потерял при рождении , чем о том, что ему принадлежит, если что -то человеку вообще может в мире принадлежать . Это в свою очередь говорит о том, что земная Родина человеку лишь – прообраз его Родины Небесной .Иначе, ни у кого бы даже не возникло понятия Родины. Понятие Родины так же тесно связано и с предками. Нельзя забывать, что Родина возникает где то на перекрестьи родового и личного, кровного и духовного, земного и небесного. Однако, в настоящем чувстве Родины больше чего -то личного, чем родового, духовного, чем кровного.

Что такое Родина человеку в чужом ему мире?

Это сакральная, единственная точка в мире, где расходящиеся друг от друга небо и земля сходятся в книгах, в природе, в земле, но прежде всего в близком и родном тебе человеке, идет ли речь о дружбе или о любви . Даже если впоследствии , с годами , эти отношения покажутся тебе глупыми, тем не менее, и они в ту пору делали мир человеку несколько родней, как делают его несколько роднее и сейчас когда мы вспоминаем нечто давнее.

Хотя, даже этому утверждению легко возразить .

И в любви, и в самой романтической дружбе , в человеке привлекательна его «нездешнесть» , и далекость, именно потому так всегда была распространена любовь между людьми из разных стран, включая и СССР, где были известные случаи подобной любви с иностранцами. Именно любовь подчеркивает самое первое правило, от которого трудно или невозможно отступить, что мир человеку чужд, сам человек не от мира сего, особенно, тот кем ты увлечен.

Однако, по своему и это обстоятельство - имеет отношение к Родине .

Поскольку, Родина и есть нечто нездешнее, и далекое упавшее в здешнее и близкое, нечто небесное попавшее в земное .И все таки, чем человек становится старше, тем ему чужее мир и странным образом роднее, но и дальше его родная земля .Происходит это потому, что время интимно связано с пространством. Измерение Родины – это как бы движение времени , имеющего тенденцию « опространиваться», в том смысле, в каком чем больше ты развиваешься, тем больше для тебя открывается внешнего пространства, при этом, пространства тебе родного.

С годами же все происходит наоборот.

Когда человек становится старше, создается чувство, что не время « опростанивается», как было это в юности, а словно бы само пространство становится чужим человеку временем, в том смысле, в каком на родной тебе земле царят чужие нравы, или чужие законы , (особенно это чувство остро испытывают старики, или пожилые культурные люди.) Пространство отчуждается во времени. Впрочем, и на этой мысли я бы пока не стал зацикливаться, а просто привел бы один давний случай из моей жизни, который я почему то запомнил .

Хотя, даже сам не уверен насколько данный случай будет к месту.

Как то, в 1986 году, в пору когда мне было 16 лет, навестив бабушку на даче, и отправившись обратно домой, я случайно сел в поезд идущий в противоположную сторону , при этом , понял я это только остановок через пять, и когда я вышел, оказалось, что последняя электричка в Ленинград уже ушла . Ночь была июньской, но прохладной, и что бы согреться, и скоротать время до первой утренней электрички я отправился наугад по тропинкам совсем незнакомого мне поселка, в котором я раньше никогда не был.

Я проплутал где то часа два. Мне очень хотелось и есть и спать.

Как вдруг, неожиданно, я встретил компанию местных ребят, моего возраста с местным внешне очень симпатичным главарем , (мальчиком лет шестнадцати) который меня остановил , и подробно и дружелюбно расспросил , как я оказался в этом месте, в столь позднее время. А когда мальчик познакомив меня со своей компанией , неожиданно предложил мне поучаствовать в угоне мотоцикла , я легко согласился.

Я не знаю, что именно меня сподвигло так легко согласиться.

Однако, я точно знаю, что я согласился не из чувства принуждающей силы , а из чувства красоты. В этом смысле, мое согласие было свободным. Меня будто бы очаровал этот парень. Каждая любовь, как и чувство красоты образуется вокруг нарциссической травмы, вокруг архаичной раны я, вырастая как цветок из семян разбитого зеркала твоего отраженья.

Но в этом цветке разгадка тебя.

Кто то кажется тебе намного лучше, и свободней чем ты, и если это чувство радостно, а не тягостно, это любовь, а если тягостно, это зависть. Я и сейчас не могу забыть этого светловолосого сказочного, внешне прекрасного мальчика, в школьном пиджаке и джинсах, так красиво курящего Беломор . У него была открытая улыбка, в нем читалось легкость и бесстрашие, которых, может быть, в ту пору не доставало мне.

В общем, мы угнали какой то мотоцикл из чьего то сарая.

В наши планы не входила кража. В наши планы входило покататься на мотоцикле, и просто его оставить где- нибудь у реки, или у леса. Никогда не забуду, как мальчик вел мотоцикл, и смеясь пел песню из мультфильма про белогривых лошадок . Возникло ощущение, что будто на этом угнанном мотоцикле мы наконец вырвались из плена земного мира, плена бренности, смерти, и тяжелых законов пространства и времени. А дальше началось что то невообразимое.

Только мы собрались бросить мотоцикл у реки, как вдали послышался шум, к нам побежали разбуженные по тревоге люди, а за поворотом показалась милицейская машина. В итоге, бросив мотоцикл мы кинулись спасться к темным елям, и когда ребята убежали достаточно далеко, печально посмотрев им вслед, я крадучись отправился, в какую то противоположную сторону.

К счастью, было уже часа три ночи. Уже близилось утро.

Побродив по лесу, наконец через час, на рассвете я пробрался к первому поезду, и сев в первый вагон , сразу же в нем уснул у окна. Проснувшись в Ленинграде, я долго не мог поверить, что все это было наяву, а не приснилось мне в поезде .Этот мальчик все так и стоял перед моими глазами, я будто видел его из окна …И сейчас я его часто вспоминаю и вижу.

Наверное, человек это его глубинные связи.

Порой бывает, что глубокие связи человека (наподобие дружбы или любви) с годами забываются, перестают казаться важными, меж тем, как связи случайные, эпизодические и поверхностные с годами все глубже и глубже проникают в твое сознание., и в нем остаются навсегда.

И это все - тоже Родина, твоя Родина .

Родина в лице того, кого ты помнишь. Помимо того, что Родина связывает человека с другими людьми, Родина связывает человека с чем- то давним, в той мере, в какой это давнее связывает человека забытым, а забытое с Богом.

И чем старше ты становишься, тем это чувство неразгаданней и глубже.