Найти тему
История в историях

Слово «свой» - коренное понятие русского самосознания.

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

«В последние годы все активнее навязывается нам некая «толерантность» как тип поведения современного человека, который способствует якобы становлению и развитию гражданского общества в России и профилактике экстремизма.
Понятие «толерантность» произошло от латинского слова
«tolerantia», что в переводе означает способность переносить, терпеливость. А вообще это слово заимствовано из фармакологии и означает «способность организма переносить воздействие определенного лекарственного вещества или яда без развития соответствующего терапевтического или токсического эффекта». Все словари ХХ века однозначно указывают прямое толкование-перевод: толерантность — терпимость.» (Анна Диамант https://vk.com/topic-29384590_25140865)

«Все народы в своём языковом сознании хранят особые ключевые слова, которые ёмко определяют взгляд на мир, приоритеты и ценности мировоззрения. В английском языке, согласно новейшим исследованиям, ключевым является выражение commonsense — “здравый смысл”, для немецкой языковой картины мира важнейшим словом предсказуемо оказалось ordnung — “порядок”. А вот ключевым, коренным понятием русского национального самосознания всегда было и остаётся слово свой. Открытие это сделал академик О. Н. Трубачёв при реконструкции древнейших понятий славянской культуры, лежавших в основе строительства дома, семьи, государства, Веры. Эти понятия живы в нас и по сей день, они суть идеалы, образцы, установки жизни русского человека. » (из книги Татьяны Мироновой «Кто управляет Россией»)

По мнению Т. Мироновой: «Свои первоначально были для русских люди одного рода, одной крови, ведь древний корень suo- означал “рождать”, и, следовательно, свой — это родной, единокровный. Такое понимание слова свой выражено в формулах народной мудрости: “Свой своему поневоле брат”, “Всякая сосна своему бору шумит”, “Свой свояка видит издалека”.

В чём же выражается это русское антропологическое единство, единство наследственных генетических признаков, выраженных в облике человека, в строении его тела?
«Прежде всего — цвет волос и цвет глаз, пресловутая форма строения черепа. Поданным признакам мы, русские, отличаемся как от европейских народов, так и от монголоидов. А уж с неграми и семитами нас и вовсе не сравнить, слишком разительны расхождения. Академик В. П. Алексеев доказал высокую степень сходства в строении черепа у всех представителей современного русского народа, уточняя при этом, что “протославянский тип” весьма устойчив и своими корнями уходит в эпоху неолита, а возможно, и мезолита.» (Т. Миронова) Добавим к ее мнению выводы С.В. Жарниковой: «
Светловолосые, светлоглазые, длинный черепаток, называемые, вот, белокожие, то есть тот тип, который, как считают антропологи, сложился во время последнего Валдайского оледенения на территории североевропейской части нашей страны. Ну, за счет физико-географических показателей, за счет магнитных силовых линий, которые проходят через наше тело, за счет того, что нужно от яркого солнца, которое 18-20 часов в день, защищать радужку глаз, поэтому глаза светлые, потому что под белой кожей быстрее накапливаются витамины, витамин С в частности, поэтому, и грацильность, тонкокостность, и высокий рост, и выступающие носовые кости, которые вообще для Северных Русов характерны, чтобы воздух прогревался, и светлые волосы, которые тоньше, чем черные волосы. Все это, так называемый, нордический тип, и вот этот нордический тип, который с палеолита хоронил своих покойников в вытянутыми на спине» ( «ЗАПАДНАЯ УКРАИНА - РУССКАЯ ЗЕМЛЯ» С.В. Жарникова)

Т. Миронова пишет о том, что «Согласно вычислениям антрополога В. С. Дерябина, светлые глаза (серые, серо-голубые, голубые и синие) у русских встречаются в 45 процентах, в Западной Европе светлоглазых только 35 процентов. Темные, чёрные волосы у русских встречаются в пяти процентах, у населения зарубежной Европы — в 45 процентах. Не подтверждается и расхожее мнение о “курносости” русских. В 75 процентах у русских встречается прямой профиль носа.
“Русские по своему расовому составу, — делают вывод учёные-антропологи, — типичные европеоиды, по большинству антропологических признаков занимающие центральное положение среди народов Европы и отличающиеся несколько более светлой пигментацией глаз и волос. Следует также признать значительное единство расового типа русских во всей европейской России”. Русский — европеец, но европеец со свойственными только ему физическими признаками. Эти признаки и составляют то, что мы называем типичный русак.»

Отметим что слово «русость» означало русый цвет (из словаря Срезневского)

Т. Миронова о архетипах чужака и исторической злопамятности языка: «Исследования этнологов и лингвистов показывают, что: «В гуще любого народа, чужой опознавался по ряду ключевых признаков: непривычная внешность, физическое строение тела, неприятный на слух и непонятный язык. Поведение чужака — “неправильное” с точки зрения местной традиции и местных бытовых обычаев... Народы, особенно в древности, часто приписывали чужакам способности к колдовству, магии и оборотничеству, считая их пришельцами из другого мира. Само слово чужой — исконно звучавшее как туждь, указывает на то, что пришлый человек искони воспринимался как пришелец “от-ту-да”, из-за границы знакомого и привычного мира, а потому требовал к себе настороженного и опасливого отношения.»

Приведем слова синонимы русского языка к понятиям чужой, чужестранец и враг: щудий - чужой, иноплеменник; щуждество - чужая страна; чресмежник – иностранец; чуждий - чуждый, отчужденный, чужеземец; чуждый – чужой; туждий - чужой, иноплеменный, чуждый, не свой; супостат - неприятель, враг; стуждий - чужой, чужеземный; субраж - враг; нахожний - пришлый; ненавидец - враг; боритель - борец, враг; супротивник - противник равный по силе.

Важно то, что: «Архетипы восприятия чужого народа русским сознанием — это не суеверия или заблуждения, это не пресловутый русский шовинизм или фашизм. Это нормальный фактор национального развития любого народа. Без разделения на своих и чужих невозможна суверенная, самобытная и безопасная жизнь никакого народа, ни единого племени

Русский язык помнит всё.

Т. Миронова показывает на примерах какой опыт накопил в себе русский язык за века межнационального общения: «Исследователи-этнолингвисты провели кропотливую работу по изучению ксенонимов русского языка и установили: ксенонимы — это негативная оценка чужаков, образное обозначение внешних врагов, топтавших русскую землю на протяжении всей нашей истории.

На основании ксенофобных слов русского языка лингвисты выяснили, кто из народов мира остался в памяти языка в таком качестве. Предсказуемо оказалось - татары. Вспомним, что незваный гость сравнивается в русской поговорке с татарином. Не жалует русский язык и немцев. О язвах на коже в Сибири говорят: немцы сели, тараканов в России прозывают прусаками, швабами и немцами. Саранчу именуют шведами. Отложилось в памяти русского потомства, как татары, немцы и шведы в трудные для русских времена вторгались на наши земли, истребляя всё на своём пути. Осталась в русском языке недобрая память и о поляках. От имени мазовецких поляков пошло русское прозвище мазурик, то есть вор, пройдоха. Помнит русский язык французское нашествие. С тех пор завелось в русском языке слово шаромыжник от французского cher ami — “дорогой друг”, так голодные французы, скитаясь по холодной России в 1812 году, просили-канючили у крестьян чего-нибудь поесть. С тех пор это слово означает шатун и плут. Ругательство шваль народилось от французского cheval — “лошадь”. А ещё в языке осталась поговорка: “Голодный француз и вороне рад”.

Поэтому подчеркнем роль и влиянии предков на нашу современную жизнь. Густав Лебон подчеркивал, что психологические особенности сложившихся народов обладают очень большой устойчивостью: «Раса (народ) поэтому должна быть рассматриваема как постоянное существо, не подчиненное действию времени. Это постоянное существо состоит не только из живущих индивидуумов, образующих его в данный момент, но также из длинного ряда мертвых, которые были их предками. Чтобы понять истинное значение расы (народа), следует продолжить ее одновременно в прошедшее и в будущее. Они управляют неизмеримой областью бессознательного – той невидимой областью, которая держит под своей властью все проявления ума и характера.

Судьбой народа руководят в гораздо большей степени умершие поколения, чем живущие. Ими одними заложено основание расы (народа). Столетие за столетием они творили идеи и чувства и, следовательно, все побудительные причины нашего поведения. Умершие поколения передают нам не только свою физическую организацию; они внушают нам также свои мысли.

Покойники суть единственные неоспоримые господа живых. Мы несем тяжесть их ошибок, мы получаем награду за их добродетели.» (Густав Лебон " Психология народов и масс"