Виски - оно только в Наглии виски, когнак - исключительно хронцуский вариант, все эти ромы, граппы и текилы настоящие только в своих царствах-госудаствах, и кто бы что ни утверждал про русский виски или текилу из бабушкиного алоэ - на подкорке всё равно отпечатывается акт карго-культа и комплекс самозванца. Кто-то не поймёт этого никогда, ибо не в силах признавать за собой ошибки, но это не про меня однозначно. Панковская молодость научила меня главному - смело класть прибор на всё, что не грозит убытками, увечьями и смертью. В частности, привык говорить: "Да, я был неправ. И чо?"
Увлёкся. Везде-то есть живое культурное наследие! Японские чайники и китайский чай, лондонский туман и французская кухня (почти такая же на вкус, как тот туман), африканские... Ну об этом вам рано ещё... В одной России вечно всё у соседей заимствуют и крадут. Чего ни коснись - ничего нет! Борщ, и тот не наше культурное наследие) Собственно, тема обширная, никакого прибора не хватит, да и увечьями грозит серьёзными - мировоззренческими. С момента осознания этого... момента я принялся невольно собирать некие свидетельства о том, что же у нас всё-таки есть.
А есть у нас водка. Вернее - водки. Загибаем пальцы. Столовая, это просто белое питьё, гречневая может быть, или пшеничная. Ржаная? Да запросто! Ароматная - на мяте, померанцевой корке или можжевеловой ягоде. Настойка на ягодах и (или) травах - тоже водка. Но это всё так, быстро и легкомысленно. Поскольку были водки и выдержанные. Не понимаю почему выдержку многие воспринимают в отрыве от исторического контекста: стеклянные посудины, в которых можно было бы хранить всю водку, которую ключница нагнала отдельно взятому царю-батюшке, стоили бы как самолёт на сегодняшний день. Представьте себе стоимость хранения результатов вашего творчества в вакуумных дьюарах из кислотоупорного сплава, например. Загуглите, кто не знает, что такое сосуд Дьюара.
Технологии того времени, когда в легендарной Шотландии виски тупо хранили, а не специально выдерживали в бочках, не позволяли в России хранить алкоголь, вино, воду, муку в чем-то ином. Хорошо, была доступная глиняная посуда, но всё равно, технология производства могла либо дать много мелких посудин, либо потребовала бы огромных печей и высокого мастерства от гончаров. Нынче почти в каждом городе есть уроки гончарки - сходите, поднимите простой цилиндр 30 сантиметров высотой - сразу поймёте, о чём речь. Оборудование и мастерские для производства больших бочек куда как проще.
И мы подошли к моменту, когда у человека трезвомыслящего происходит понимание, что в России не могло не быть пшеничного, ржаного или ячменного выдержанного виски, которое было вовсе и не виски, а обыкновенная водка. Не смесь воды подготовленной и спирта ректификованного с этикеткой "Водка", а нормальная русская водка, какие этикетки на графинах? Если продолжать разговор именно о выдержанной - то, например, посольская и старка.
И очень мне захотелось получить старку по быстрому рецепту, с маринованной щепой, аэрацией и нагреванием в закрытой ёмкости. Что, коньяки можно, а старку нельзя? Хм... Очень кстати и рецепт нашёлся. В нём сразу говорится о том, что это имитация, но по вкусу очень похоже хорошо. Почему я зачеркнул слово "похоже"? С целью подчеркнуть своё отношение к имитациям: они не хуже и не лучше оригинала. Это принципиально иной продукт. Как попытка имитировать выдержку у чая пуэр привела к появлению принципиально нового сорта - шу пуэра. Кстати, его дальнейшая выдержка не имеет смысла: с возрастом его вкус беднеет и становится более "пыльным". Единственное, что имеет смысл - в разные годы собраны разные купажи. Мне очень нравился Да И V93 2010 и 12-го, а так же "очкарик" Шу Дай Цзы" 14-го. Но их уже не найти в продаже.
Вернёмся же к практике: я беру дистиллят из пшеничной крупы, осахаренной ржаным (будь он проклят!) солодом, сохранивший аромат исходного сырья, и следую рецепту, в котором предлагается влить в 2,3 литра дистиллята крепостью 45% бутылку белого портвейна. Под рукой была "Массандра", и я, с некоторым сомнением, вылил её в трёхлитровку. Далее туда же следовало поместить дубовую щепу, листья груши и яблони строго определённых сортов. Во дворе я обнаружил лишь вишню и малину, но листьев на них не было, а снег в рецепте не упоминался. Зато у Давида, Самогон Б12 (внимание, продающий текст))), имелась в продаже маринованная щепа, смесь дубовой и яблоневой. Вот её-то я с радостью и задействовал. Откачал из банки воздух и забыл о ней недели на три.
По прошествии этого времени, щепа, рассчитанная производителем на 10 литров продукта, окрасила содержимое трёхлитровой банки в приятный коньячный цвет. Никакого "плинтуса" или горечи обнаружено не было, но молодость-зеленость напитка была очевидна. Не этого я ждал от старки. Поэтому, прямо со щепой подверг содержимое аэрации в течение получаса, во время которой в воздухе кухни появились отчётливые сивушные нотки. Вот и причина ощущения молодости и дерзости нашей водочки. По окончании аэрации банка была закупорена, выдержана в течение ночи в сувиде при температуре 60 градусов и убрана на отдых на неопределённое время. Время определилось через 2 месяца. И это уже было гораздо интереснее, чем первое впечатление! Во-первых, в процессе аэрации была удалена часть сивухи, как из спирта, так и из вина. Спирт и вино "срослись", победила виноградная ароматика. Зерновые нотки немного повернули её в сторону печёной кураги или абрикосового пирога, ну, представляете себе: яркая запечённая курага и дрожжевое тесто на заднем плане? Маринованная щепа, и так неплоха после двух-трёхнедельного отдыха, а тут остаточная древесность получила дополнительное развитие. В общем, интересная получилась штука.
При чём же тут Тони Старк?
А просто думаю над 20-литровой версией замеса в стекле, а потом и о 50-литровой в бочке. И этому делу нужны будут этикетки, чтобы не перепутать с другими экспериментами. С каким-нибудь весёлым каламбуром "старка - Старк", наверное;) А может быть и нет.
t.me/likkerscience потихоньку переезжаю в Телеграм. Здесь дурдом какой-то с этим их "алгоритмом"!