8 июня в российский прокат вышел фильм, открывший 45-й Московский международный кинофестиваль. Картина "Снегирь" балансирует на грани социальной драмы и производственного триллера и с ужасающей точностью воспроизводит реалии современной русской жизни.
В 1969 году вышел в свет роман "Три минуты молчания" советского писателя Георгия Владимова. У произведения была непростая судьба: его нещадно критиковала пресса, а публикация в журнале "Новый мир" ускорила и без того неизбежное увольнение главного редактора издания - легендарного Александра Твардовского. Книга вызвала большой общественный резонанс и едва печаталась, да и то в сокращенном варианте. Экранизация такого "громкого" произведения была неизбежна, но ждать пришлось долгие годы.
Несколько лет назад российский режиссер Борис Хлебников ("Аритмия") взялся адаптировать роман Владимова для широкого экрана. Постановщик не скрывал, что книга будет лишь основой для его нового фильма и вместе с Наталией Мещаниновой написал сценарий, значительно переработав сюжет первоисточника. Продюсировать картину вызвались Сергей Сельянов и его студия "СТВ", среди прочего подарившая миру дилогию "Брат" и другие фильмы Алексея Балабанова. На главные роли были приглашены Александр Робак, Тимофей Трибунцев, Евгений Сытый, Олег Савостюк и сын режиссера - Макар Хлебников.
Мурманск, наши дни. Студенты питерского мореходного училища Илья и Никита находят в порту потрепанный жизнью сейнер "Снегирь". Здесь им предстоит пройти производственную практику, и уже по внешнему виду судна понятно, что будет непросто. Команда "Снегиря" без восторга встречает новобранцев: ребятам сразу дают обидные прозвища, и опытные морские волки долго выясняют отношения в попытках "повесить" молодежь друг на друга. В итоге негласное шефство над студентами берет хмурый и небритый матрос по прозвищу "отец Геннадий".
Илья и Никита с головой окунаются в суровый рыболовецкий быт, наполненный стихийным пьянством, наплевательским отношением к законам и неуставными отношениями. Романтики никакой, да и польза сомнительная, но назад дороги нет, ведь вокруг только море. Циничная легкомысленность команды корабля сначала приводит к нескольким неприятным инцидентам, а после оборачивается печальной трагедией. В попытке искупить вину экипаж "Снегиря" решается на подвиг...
"Снегирь" - самый нетипичный фильм Бориса Хлебникова. Грязный реализм тесных кают здесь соседствует с эпичной сценой грандиозной морской бури. Впрочем, визуальные эффекты - лишь средство, а цель у Хлебникова всегда одинаковая: показать, чем живет русская душа. Будь то врачи "скорой помощи" или матросы рыболовецкого судна, суть не меняется. Людям тяжело, и они выживают как могут. Да и не всегда выживают, ведь перманентный хаос - вещь непредсказуемая.
Рекламная кампания "Снегиря" вводит общественность в заблужение. Публике кажется, что в России сняли собственный "Идеальный шторм", но ничего подобного. Речь идет об угрюмом быте неустроенных людей, конфликте поколений, бесконечном русском "авось". Об умении создавать трудности на пустом месте, а потом их героически преодолевать, чтобы почувствовать себя нужным и важным. "Снегирь" - это не блокбастер и не просто фильм-катастрофа. Это фильм-катастрофа человеческой души. Души, мечтающей плюнуть на все и забыться, а, очнувшись, уйти от неизбежной ответственности. Печальная картинка.
На самом деле, "Снегирь" универсален, и показанные в нем события могли произойти где угодно. Национальность тут роли не играет, ведь все люди по своей сути одинаковые, и против природы не попрешь. Кстати, о ролях. К сильной стороне фильма можно отнести и актерские работы, и отдельно стоит отметить Александра Робака, который фактические вытаскивает картину на своих плечах.
Нет, "Снегирь" не на столько плох. Он вообще дьявольски хорош, но именно персонаж Робака выводит драматичность повествования на максимально высокий уровень. Образ Геннадия, не растерявшего остатки эмпатии, как бы противопоставляется остальной команде корабля. Да, противопоставляется безуспешно, но попытка не пытка. Разве у кого-то могли быть иллюзии о том, что в финале наступит прозрение и всем воздастся по заслугам? Здесь нет места вселенской справедливости. Есть только водка, соль, ветер и треска. И плавание без цели и смысла.
Оценка CinemaTravel: 8/10
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГРУППЫ CINEMATRAVEL В TELEGRAM, ВКОНТАКТЕ И ОДНОКЛАССНИКАХ, ТАМ БУДЕТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО!