Найти тему
📺CinemaTravel🌍

"Айта": Новое эмоциональное российское кино, за которое не стыдно

Пока пафосные московские режиссеры тратят миллиарды рублей, чтобы летать в космос или снимать очередные небылицы о русской истории, кинематографисты из Якутии продолжают идти по своему особому пути. И, как оказалось, этот путь в современном российском кино - едва ли не единственно верный.

Кадр из фильма Айта. Источник: kinopoisk.ru
Кадр из фильма Айта. Источник: kinopoisk.ru

О якутском кинематографе было уже сказано немало. Особенно громким за последние годы стало имя бывшего школьного учителя Дмитрия Давыдова ("Костер на ветру", "Нет бога кроме меня", "Пугало"), чьи фильмы гремели не только в России, но и далеко за ее пределами. Но понятно, что одним только Давыдовым режиссерский потенциал республики Саха не ограничивается. В регионе есть масса других классных постановщиков, и кое-кто из них все чаще заявляет о себе. Например, Степан Бурнашев, за плечами которого были и мистические хорроры, и фильмы про зомби, и комедии. Но на этот раз Бурнашев решил обратиться к социальной драме.

Сценарий для своей 12-й картины Степан написал сам в соавторстве с Светланной Таайко. Производственный бюджет размером в 4 миллиона рублей не подразумевал каких-то изысков, и съемочная группа набиралась из числа молодых специалистов. Актерский состав тоже не мог позволить себе громких имен, поэтому в фильме засветились местные "звезды" Иннокентий Луковцев, Георгий Бессонов, Ильяна Павлова и примкнувший к ним Андрей Фомин.

Кадр из фильма Айта. Источник: kinopoisk.ru
Кадр из фильма Айта. Источник: kinopoisk.ru

Глухое якутское село. Начальника местного отдела полиции Николая вытаскивают прямо из постели на работу. Ночью его коллеги задержали нескольких пьяных подростков, в числе которых оказалась трезвая школьница по имени Айта. Девушку отвез домой полицейский Афанасий, после чего она попыталась свести счеты с жизнью. Шокированные родители находят в кармане у дочери записку со словом "Афоня", и под подозрение сразу же попадает подвозивший Айту Афанасий.

Николай вынужден арестовать коллегу и посадить его в камеру до выяснения обстоятельств. И без того напряженная обстановка накаляется до предела, когда из больницы приходит печальная новость: Айта скончалась. Убитый горем отец девушки при поддержке большинства местных жителей требует выдать ему Афанасия, но Николай намерен поступать по закону. Хотя, сомнений с каждой минутой все больше...

Кадр из фильма Айта. Источник: kinopoisk.ru
Кадр из фильма Айта. Источник: kinopoisk.ru

Некоторые российские кинокритики уже успели окрестить социальную драму "Айта" нуаром с отсылками к корейским и голливудским детективам. Но не стоит все усложнять, ведь детище Степана Бурнашева - это, скорее, переосмысленная картина Джона Карпентера "Нападение на 13-й участок". Только вместо Лос-Анджелеса здесь якутская глухомань, а на смену телефонным будкам пришли смартфоны с соцсетями. Да и общий уровень психологизма намного выше, особенно во второй части фильма, напоминающей творения Юрия Быкова ("Жить", "Дурак").

Если в кадре большую часть времени темно, то это еще не значит, что на экране нуар. Просто старый дедовский способ, помогающий скрыть низкий бюджет картины, работает безотказно. Да и не нужны Бурнашеву огромные деньги: сценарий фильма настолько грамотно построен, что все держится на человеческих взаимоотношениях в замкнутом пространстве. Есть тут и саспенс, как в канонических триллерах, и перестрелки в духе классических боевиков, но во главе угла все равно остается социальная драма с национальным колоритом. Неслучайно ведь главным подозреваемым выбран единственный славянин на селе, которому многие местные жители и так не доверяли.

Кадр из фильма Айта. Источник: kinopoisk.ru
Кадр из фильма Айта. Источник: kinopoisk.ru

Не обошел Бурнашев стороной и системные кризисы: старая-недобрая коррупция тоже здесь, но на втором плане. Тезис "менты выгораживают своих" прямым текстом звучит из уст разъяренной толпы, пока Николай пытается разобраться в обстоятельствах конфликта. Но все не так просто, да и сам Николай в какой-то момент дает волю эмоциям. Остаться человеком в экстремальной ситуации - задача не из простых. И хрупкая надежда, которую дает зрителям режиссер в финале, не должна стать обманчивой: счастье после такого уже не светит никому.

Качество фильма Степана Бурнашева не ускользнуло от глаз внимательныой публики. На данный момент "Айта" собрала в российском прокате около 26 миллионов рублей, несколько раз окупив собственный бюджет. Цифровая премьера картины состоялась только сейчас, и теперь почитателей у якутского хита станет еще больше. Российским режиссерам стоит поучиться у Степана Бурнашева и его земляков тому, как снимать классное кино с минимальными затратами. Браво, Саха.

Оценка CinemaTravel: 7/10

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГРУППЫ CINEMATRAVEL В TELEGRAM, ВКОНТАКТЕ И ОДНОКЛАССНИКАХ, ТАМ БУДЕТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО!