А знаете, чем я вчера занималась? Фарт мужикам портила!
Накануне поздно вечером позвонил мой старый друг, крёстный моего среднего сына, и пригласил поехать с ним и вторым его крестником — восьмилетним пацаном — в Мурзинку.
Стыдно сказать: я живу все свои полсотни лет в Самоцветной полосе Урала, а ни разу сама камушки не добывала. При том, что с детства к ним зело неравнодушна, а мой арсенал украшений из поделочных камней сравним с ассортиментом небольшого магазинчика😁
Вот к драгоценным — бриллиантам, рубинам и прочим сапфирам — я абсолютно равнодушна. А изумруды люблю, их тоже буквально в 25 км от нас добывают. Люблю, но не имею)) Упущение!
Мурзинка — небольшое село в нескольких десятках километров от нас. Живёт там меньше 400 человек. Но известна она всем любителям камня на Урале. С XVII века там добывались самоцветы — аквамарины, аметисты, топазы, пегматиты.
Вот и я добралась до разграбления природных мурзинских богатств. Ну почти😁
Но по порядку.
В Мурзинке находится Минералогический музей имени А. Е. Ферсмана, известнейшего учёного-минералога, который и в наших краях проводил свои изыскания.
А создан музей по инициативе Ивана Зверева. Очень полагаю, что почти никому из моих читателей сия фамилия ничего не говорит, а у нас каждый знает его деда и нашего земляка — знаменитого горщика Данилу Зверева, который был прототипом Данилы-мастера в сказах Павла Петровича Бажова.
Но это всё ж сказ, сказка... Хотя и пастухом Зверев в юности работал, и и свой мастер Прокопьич у него был — Самойла Прокопьевич Южаков. Село Южаково как раз около Мурзинки и находится, мы его проезжали.
А реальную жизнь Данилы Кондратьевича Бажов описал ещё в одном сказе — "Деловое глядельце". Я сама, прочитавшая у Павла Петровича даже совершенно "несказочные" произведения, об этом замечательном сказе и не знала.
Само собой, что не просто так Данила Кондратьевич знаменитого писателя вдохновил. Личность была уникальнейшая! Из простого уральского деревенского пастушка он стал одним из лучших знатоков "самоцветного" дела в России и СССР.
Именно Зверев, между прочим, подбирал камни для потрясающей карты Франции, изготовленной уральскими камнерезами в 1900 году в технике флорентийской мозаики. И в создании её участвовал.
Карта эта, подаренная Президенту Франции от имени Николая II, выставлялась в Лувре! А сейчас хранится в музее Второй империи в городе Компьень.
Во французском я не сильна, но и так ясно, что это подарок Правительства России (плашка сверху), да и Екатеринбург читается однозначно.
На фото, конечно, не разглядеть всю красоту. Видите, как "упаковали" карту, чтоб ни время, ни вандалы её не испортили? Уникальная вещь!
Но наши уральские мастера-таки повторили её.
В 2015 году мастер-камнерез Анатолий Жуков изготовил копию этой карты, которую можно увидеть в Музее камнерезного и ювелирного искусства в Екатеринбурге.
Я, между прочим, её "живьём" и не видела. Именно этот "каменный" музей Еката как-то всё ещё без меня живёт. Очевидно, без моего внимания — явно неполноценно! Всенепременно сие надо исправить.
Любуйтесь. Это невообразимо прекрасно. В каждый камешек можно вглядываться бесконечно, в каждом — целый свой мир.
А ещё Данила Кондратьевич подбирал самоцветы для звёзд Кремля: в 1935-37 гг. звёзды на самых-главных-московских-башнях были украшены уральскими самоцветами. Несколько тысяч самоцветов, представляете? Горный хрусталь, раухтопазы, аметисты, аквамарины, топазы, гелиодоры..
Зверев подбирал камни и для самой дорогой карты в мире — карты индустриализации СССР, которая с триумфом демонстрировалась на Всемирной Парижской выставке в 1937 году и заслуженно завоевала Гран-При. Через два года она произвела фурор и на Нью-Йоркской Всемирной выставке. Не удивлена.
Вы только посмотрите! Три с половиной тонны поделочных, полудрагоценных и драгоценных камней...
Невероятная работа. Сейчас искусно отреставрированная карта экспонируется в музее Геологоразведочного института на Васильевском острове.
Консультировал Зверев и специалистов при подборе материала для Мавзолея В.И. Ленина. Уникальный был знаток. Недаром его именем названа улица в Екатеринбурге. А на его родине проводится фестиваль традиционной народной культуры "Тропой Данилы Зверева".
А вы помните, с чего я начинала свой рассказ? Вот так всегда — только дай мне про наши камни-самоцветы да про мастеров рассказать, не остановишь.
Я-то про наше путешествие в Мурзинку рассказать хотела. Про минералогический музей — для начала.
Только вот неожиданно сей храм камней оказался закрыт. В воскресенье-то. И даже назавтра, в День России, когда обычно в музее проводятся различные мероприятия, в этом году музей не работает. Странно.
И потому культурно-историческую часть нашей программы нам пришлось свернуть, оставив только геолого-трудовую.
А в музей постараемся попасть в начале августа, там будет проходить фестиваль камня "Самоцветная сторона".
И мы пошли добывать уральские самоцветы.
Продолжение следует....