В 1935 году английские изобретатели решили подарить своим вооруженным силам истребитель новой концепции – одномоторный моноплан с башенным вооружением. Самолет назвали «Дефайэнт» («Непокорный»), и до войны он был всем хорош, так как сулил много всяких выгод в сравнении с принятым тогда на вооружение «Харрикейном» классической схемы с одним пилотом и курсовым вооружением. Однако когда началась война, оказалось, что «Непокорные» не оправдали возложенных на них надежд - в дневных боях они несли большие потери, и если и проявили себя, то только гораздо позже в качестве ночных истребителей, да и то не сразу, а после переделки под радарные установки и усиления подготовки летного состава. Но в целом этот истребитель считается совершенно неудачным, и его производство, достигшее чуть более 1000 машин, сообразили вовремя остановить, чтобы зря не разбазаривать мощности английской авиационной промышленности.
Перед Второй Мировой войной, разразившейся осенью 1939 года, в истребительной авиации многих стран получили развитие и даже официальное признание военных министерств некоторые, мягко говоря, спорные концепции. Выражением одной из них был истребитель, практически все вооружение которого было сосредоточено в специальной турели, обеспечивающей круговой обстрел. В Англии эта идея привела к разработке и созданию реальных боевых машин – сухопутного истребителя фирмы «Болтон-Пол» (Boulton Paul) - «Дефайэнт», и морского палубного самолета фирмы «Блэкберн» - «Рок».
В начале 30-х годов фирма «Болтон энд Пол» (позднее – «Болтон-Пол») выпустила серию бипланов «Хаукер Демон», оснащенных новой турелью с гидравлическим приводом собственной разработки фирмы. За турелью в целях улучшения обтекаемости была предусмотрена так называемая «рачья спинка» - выдвигаемый в походном и убираемый в боевом положении гаргрот. Идея оказалась интересной, и в 1935 году английское министерство авиации выдало фирме спецификацию на двухместный истребитель с вооружением, сконцентрированном в турели, сравнимый по главным характеристикам с лучшими одноместными истребителями нового поколения.
Главный конструктор фирмы «Болтон-Пол» Дж. Д. Норт взялся за дело не мешкая. Отправной точкой в его работе была готовая башня с гидроприводом, вот вокруг этого элемента, собственно, и начал «расти» новый самолет. Некоторые недостатки схемы, главными из которых были большое аэродинамическое сопротивление турели, ее вес, а также разделение обязанностей между летчиком, зачастую не видящим цели, и стрелком, ведущим пулеметный огонь по противнику в довольно невыгодных условиях для себя, считались весьма малозначительными, а потому в расчет совсем не брались. Одновременно указывалось, что аналогичный по концепции двухместный истребитель-биплан «Демон» зарекомендовал себя прекрасно, а что еще надо? Однако эта параллель была совершенно неправомерна, ведь то, что допустимо на тихоходном биплане, становится малоприемлемым для истребителя-моноплана с существенно возросшей скоростью полета.
Как бы там ни было, а работы по машине начались быстро и шли полным ходом. Самолет получил название «Дефайэнт» (Defiant), что по-английски означает «непокорный». Неудивительно, если участь, что его идея выходила далеко за рамки общепринятых концепций. По официальному мнению ведущих специалистов, не занятый пилотированием стрелок, имеющий в своем распоряжении очень мощную и при этом подвижную батарею пулеметов, имел возможность поразить противника с гораздо весомым результатом, чем пилот истребителя одноместного.
За короткое время было спроектировано 5 самолетов, однако реально было построено только два из них – «Болтон-Пол» «Дефайэнт» и «Хаукер» «Хотспур».
Истребитель «Хотспур» представлял собой достаточно глубокую переделку известного легкого английского бомбардировщика «Хенли». С него убрали бомбодержатели, довольно серьезно видоизменили крыло и практически полностью перепроектировали кабину. По отдельным параметрам этот самолет оказался лучше своего соперника, однако от него пришлось отказаться по банально производственным причинам – на тот момент заводы фирмы «Авро», мощности которых планировалось задействовать для серийного производства «Хотспура», были попросту перегружены другими заказами.
По внешнему виду «Дейфайэнт» напоминал «Харрикейн», но, в отличие от него, имел цельнометаллическую конструкцию. На нем применили новый способ соединения обшивки самолета с набором, устраняющий необходимость предварительной формовки листов, при этом особое внимание приходилось уделять аэродинамической чистоте поверхности корпуса, чтобы в достаточной степени нейтрализовать сопротивление довольно большой турели.
Крыло «Дейфайэнта» было компромиссом между эллиптической и трапециевидной формами. Технологически оно было поделено на несколько секций - центроплан с нишами шасси, две стыкующиеся консоли трапециевидной формы и полукруглые законцовки крыла. Закрылки размещались по всей длине центроплана и заканчивались примерно на половине размаха консолей. Также в центроплане размещался объемный топливный бак. Применили элероны типа «Фрайз».
Но главным в конструкции «Дейфайэнта», безусловно, была стрелковая башня. Спроектированная еще в начале 30-х годов инженером французской фирмы SAMM де Буассоном, она сразу привлекла внимание авиационных специалистов. В 1935 году фирма «Болтон-Пол» купила лицензию на производство этой установки, а через год, внеся ряд изменений (в частности, французские пулеметы «Дарн» заменили на английские «Браунинги»), начала ее серийный выпуск.
Вращение башни и вертикальная наводка пулеметов осуществлялись с помощью внешнего гидропривода с бесступенчатым регулятором скорости. Масляный гидронасос работал от электродвигателя, питаемого генератором бортовой электросети. В горизонтальной плоскости башня вращалась на 360 градусов, а минимальный угол возвышения пулеметных стволов варьировался от нуля при стрельбе вбок до +25 градусов при ведении огня в продольной плоскости машины. Таким образом лопасти винта и киль предохранялись от случайных прострелов.
Чтобы не препятствовать вращению турели, задняя часть фонаря кабины пилота и забашенный гаргрот в боевом положении сдвигались вниз. Разумеется, при этом заметно ухудшалась аэродинамика машины и снижалась скорость полета.
Пулеметы «Браунинг» FN калибра 7,69 мм были оснащены электроспуском, причем стрелок мог вести огонь как из всех стволом одновременно, так и раздельно – из левой или правой спарки (в боях этот режим практически не использовался). Боезапас пулеметов – по 600 патронов на ствол в рассыпной металлической ленте.
Стрелок залезал в башню через сдвижной сегмент к ее остеклении. Вес самой башни с гидроприводом и вооружением, но без стрелка и боекомплекта составлял 240 кг.
Кстати, прорабатывался вариант установки в башню вместо пулеметов двух 20-мм автоматических пушек «Бритиш-Испано». Однако стендовые испытания показали, что это оружие слишком тяжело и громоздко для такой установки, о м боекомплект пушек в 60 снарядов на ствол сочли явно недостаточным.
Таким образом к началу войны вооружение «Дефайэнта», рассчитанное по массе секундного залпа, оказалось одним из наиболее слабых среди современных ему истребителей.
Между тем на прототипе, который произвел свой первый полет 11 августа 1937 года под управлением летчика-испытателя Сесила Физера, турель еще не была установлена, и первый «Дефайэнт» мало отличался по всем основным данным от главного истребителя ВВС «Харрикейн». Оснащенный двигателем Роллс-Ройс «Мерлин» I, на испытаниях он показал максимальную скорость всего 498 км/ч. Правда, самолет был достаточно устойчив и хорошо управлялся практически во всем диапазоне скоростей. Единственная неприятность, отмеченная на испытаниях – ощутимый крен влево на взлете из-за недостаточно скомпенсированного реактивного момента двигателя, чтобы было сразу же исправлено.
После отказа от запуска в серию «Хотспура» в марте 1938 года принимается решение о строительстве и испытаниях второго прототипа, а также о запуске первой серии «Дефайэнт» в количестве 87 самолетов.
Интересно, что серийный самолет от прототипов отличался совсем незначительно. В серии немного изменились крышки шасси, увеличилась общая площадь остекления кабины пилота, также были установлены убираемые радиомачты. Серийный «Дефайэнт» получил двигатель «Мерлин» III мощностью 1030 л. с. на высоте 5 км. Вместе с подготовкой к серии начал разрабатываться учебно-тренировочный вариант самолета, однако он почти сразу был «заморожен», а затем заказ аннулировали.
В итоге серийный «Дефайэнт» оказался почти на 700 кг тяжелее «Харрикейна», кроме того имел нагрузку на крыло 145 кг/м2 и нагрузку на мощность 3,25 кг/л. с. В ходе оценочных испытаний самолет сравнивали с «Харрикейном» на аэродроме Норхолт, при этом «Дефайэнт» развил скорость всего 502 км/ч. Командир 11-го дивизиона Вирджил Холси, летавший на нем, писал в своем отчете:
«В воздушных боях этот самолет будет нести очень тяжелые потери, а неразумная концепция размещения его наступательного вооружения не выдерживает совсем никакой критики».
Однако вера британского авиационного командования в этот многообещающий истребитель была так сильна, что только в первой половине 1938 года оно заказало фирме «Болтон-Пол» аж 363 «Дефайэнта».
Первому дивизиону «Дефайэнтов» присвоили номер 264, и новые самолеты начали поступать в его состав в декабре 1939-го. Впрочем, не обошлось без проволочек, и летчики приступили к боевой подготовке только в феврале следующего, 1940 года года. Новый истребитель был несколько «сыроват», при его освоении наблюдались довольно частые отказы двигателей, выходили из строя гидросистемы. Впрочем, все эти недостатки довольно успешно «лечили», а на «исправленных» машинах экипажи проводили боевую подготовку и учились тактике воздушного боя с применением нового дляних подвижного вооружения.
Также были достаточно активные попытки приспособить «Дефайэнт» и для некоторых других важных задач, например, для непосредственной поддержки войск, были планы налаживания взаимодействия авиации на поле боя с танками, также появились идеи применить самолет для бомбометания с пикирования, наверное, командование помнило о том, что из морского истребителя «Рок» получился просто прекрасный пикировщик «Скьюа».
Однако «Дефайэнт» не оправдал этих далеко идущих надежд: он был плохо защищен от вражеского огня с земли, имел очень уязвимый мотор жидкостного охлаждения, но самое главное заключалось в том, что пикировать достаточно круто ему не позволяла весьма ограниченная прочность крыла.
В конце 1939-го – начале 1940-го от Министерства авиации поступило еще два заказа на «Дефайэнты», в общей сложности – 480 машин. И это несмотря на то, что представления о тактике применения самолета у боевых летчиков сложилось весьма туманное.
С 20 марта два звена 264-го дивизиона начали совершать регулярные боевые вылеты на авиационное прикрытие конвоев в Ла-Манше с аэродрома Виттеринг. 10 мая 6 «Дефайэнтов» из 264-го и 9 «Спитфайров» из 66 дивизиона совместными усилиями уничтожили «Юнкерс-88». На следующмй день окрыленные успехом экипажи патрульных «Дефайэнтов» набросились на Ju-87,летевшие бомбить корабли у Портсмута. Четыре немецких пикировщика были сбиты, но подоспевшие истребители прикрытия, потеряв своих подопечных, жестоко расквитались с английским патрулем. «Мессершмитты» расстреляли пять «Дефайэнтов» из шести. После этого прискорбного для англичан боя 264-й дивизион был снят с патрулирования и переведен в ПВО.
С 28 по 31 мая 1940 года «Дефайэнты» прикрывали с воздуха эвакуацию английских войск из Дюнкерка. В ходе этой операции они сбили, по английским данным, 57 немецких истребителей и бомбардировщиков, причем только 29 мая – 37 машин. Впрочем, немцы признали потерю всего 14 самолетов, так что кому верить – совсем непонятно.
В тот день, кстати, произошел весьма необычный бой, когда строй «Дефайэнтов» был атакован… отбомбившимися Ju-87, принявшими их за «Харрикейны». Ничего не подозревающие пилоты «лаптежников» пристроились в хвост англичан и стали сокращать дистанцию, думая, что противник не подозревает об их присутствии. Внезапно открытый огонь стрелковых башен уничтожил все восемь пикировщиков за считанные секунды.
Но кто-то из них успел передать по радио описание атакуемых самолетов, и уже на следующий день группа Bf-109 подкараулила «Дефайэнты» и, атаковав сзади-снизу из так называемой «слепой зоны», сбила семь машин. Выводы В. Холси о грядущих больших потерях «Дефайэнтов» полностью подтвердились.
Вновь сформированный 141-й дивизион на «Дефайэнтах» в июле 1040 года перевели на защиту береговых объектов. 19 июля девять самолетов этого дивизиона встретились в районе Фолкстоуна с восьмеркой Bf-109, чьи пилоты знали, с кем имеют дело. Сбив в лобовой атаке два «Дефайэнта», немцы повторно атаковали англичан сзади-снизу, уничтожив таким образом еще четыре самолета. Но при этом английские стрелки тоже не подвели, сбив четыре «Мессершмитта».
После этого боя 141-й дивизион сняли с боевого дежурства и перевели в Прествик.
264-й дивизион, понесший за первые месяцы войны очень серьезные потери (около 70% первоначального состава), после очередной доукомплектовки решили сделать ночным. В середине августа его перевели на Киртонский аэродром, а уже 24 августа ночью его экипажи сбили четыре немецких бомбардировщика. Правда, личный состав и матчасть дивизиона продолжали катастрофически таять, но не только от вражеского огня, но и от плохой подготовки пилотов к действиям с затемненных аэродромов.
Правда, при достижении высокого уровня подготовки и отличной слетанности экипажа «Дефайэнт» мог доставить противнику большие неприятности. Так, лучший экипаж 264-го дивизиона – сержанты Э. Торн (пилот) и Ф. Баркер (стрелок) сбили над Дюнкерком в ходе «битвы за Англию» 13 вражеских машин. Но это не могло изменить общую картину событий. Торн и Баркер в конце концов также были сбиты, и им чудом удалось избежать гибели.
Наконец осенью 1949 года даже самые большие апологеты концепции двухместного истребителя с турелью стали понимать свою ошибку. Но «Дефайэнты» продолжали выпускаться, и, следовательно, им нужно было найти применение. Командование ВВС приняло решение перевести большинство самолетов данного типа на выполнение ночных перехватов с помощью радара.
Теперь все новопостроенные «Дефайэнты» получили пламегасители выхлопа. Вновь докуомплектованные 264-й и 141-й дивизионы снова включились в боевую работу, отражая ночные налеты на Лондон. Их самолеты еще не имели радаров, но опытные пилоты из старого состава обучили вновь прибывших, и 22 декабря молодой экипаж из 141-го дивизиона сбил над Лондоном «Хейнкель»-111. В это же время были сформированы 307-й дивизион, получивший «Дефайэнты», и еще четыре ночных дивизиона, имевшие эти самолеты наряду с «Харрикейнами».
Специально из экипажей «Дефайэнтов» работал центр летной подготовки в Черч-Хэмптон. К осени 1941-го еще 6 дивизионов вооружили ночным вариантом «Дефайэнта». Вскоре на вооружение была принята модификация IA с РЛС AI-Mk4. Ее характерным внешним отличием были антенны-«стрелки», монтируемые на крыле и бортах фюзеляжа. По боевой эффективности такой вариант существенно превзошел предыдущие, самолет сразу стал популярным, и им полностью были перевооружены еще четыре дивизиона.
В 1940 году фирма «Болтон-Пол» предложила «Дефайэнт» «нормальной» компоновки, без турели, но с 10 пулеметами винтовочного калибра в крыле. Но от этой идеи командование отказалось, так как в строю уже был «Харрикейн», а «Дефайэнт» в сравнении с ним не предъявил никаких особенных преимуществ.
20 июня 1940 года в воздух поднялся «Дефайэнт», в порядке эксперимента оснащенный двигателем «Мерлин» XX. Самолет показал чуть большую скорость, но скороподъемность при этом возросла весьма значительно. К февралю 1941-го эта модель, получившая обозначение Mk.II, пошла в серию. Первоначально на ней устанавливалась та же РЛС, что и на Mk.I, но впоследствии ее заменили на более мощную – AI.Mk6. Этот самолет состоял на вооружении шести дивизионов и успешно использовался как самостоятельно, так и во взаимодействии с ночными «Хэвоками» (модификация американского самолета «Дуглас» А-20).
Однако к середине 1942 года к ночному перехватчику стали предъявляться уже гораздо более высокие требования, и «Дефайэнт» очень быстро сошел со сцены как боевой самолет. Лишь 515-й спецдивизион держал эти самолеты на вооружении до середины 1943 года, да еще и в Бирме они прослужили до 1944 года.
Некоторое время «Дефайэнты» со снятыми турелями применялись в береговой спасательной службе, причем каждая машина оснащалась двумя спасательными лодками в подкрыльевых контейнерах. Но через несколько месяцев эти самолеты списали из-за непреодолимых трудностей с обслуживанием.
Последние 140 «Дефайэнтов» ближе к середине войны переоборудовали в буксировщики мишеней – вместо башни на них установили удлиненный фонарь кабины, а на правом борту размещалась лебедка-ветряк для сматывания троса. Самолет имел индекс TT Mk.II и двигатель «Мерлин» III. Поставки его начались в декабре 1941-го и продолжались в течение всего следующего года. Многие TT Mk.II дожили до конца войны, они использовались как в ВВС, так и на флоте. Несколько таких машин буксировали десантные планеры при высадке союзников в Нормандии.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Во время войны СССР переплюнул США и Японию в деле создания сложных авиационных моторов
Самые известные управляемые и неуправляемые боевые ракеты Третьего Рейха