Найти тему
Военно-технический сундук

Английский «Дефайэнт» ~ «летающая крепость» в истребительном варианте, треска много, а толка мало

В 1935 году английские изобретатели решили подарить своим вооруженным силам истребитель новой концепции – одномоторный моноплан с башенным вооружением. Самолет назвали «Дефайэнт» («Непокорный»), и до войны он был всем хорош, так как сулил много всяких выгод в сравнении с принятым тогда на вооружение «Харрикейном» классической схемы с одним пилотом и курсовым вооружением. Однако когда началась война, оказалось, что «Непокорные» не оправдали возложенных на них надежд - в дневных боях они несли большие потери, и если и проявили себя, то только гораздо позже в качестве ночных истребителей, да и то не сразу, а после переделки под радарные установки и усиления подготовки летного состава. Но в целом этот истребитель считается совершенно неудачным, и его производство, достигшее чуть более 1000 машин, сообразили вовремя остановить, чтобы зря не разбазаривать мощности английской авиационной промышленности.

Истребитель Defiant Mk.I в бою
Истребитель Defiant Mk.I в бою

Перед Второй Мировой войной, разразившейся осенью 1939 года, в истребительной авиации многих стран получили развитие и даже официальное признание военных министерств некоторые, мягко говоря, спорные концепции. Выражением одной из них был истребитель, практически все вооружение которого было сосредоточено в специальной турели, обеспечивающей круговой обстрел. В Англии эта идея привела к разработке и созданию реальных боевых машин – сухопутного истребителя фирмы «Болтон-Пол» (Boulton Paul) - «Дефайэнт», и морского палубного самолета фирмы «Блэкберн» - «Рок».

В начале 30-х годов фирма «Болтон энд Пол» (позднее – «Болтон-Пол») выпустила серию бипланов «Хаукер Демон», оснащенных новой турелью с гидравлическим приводом собственной разработки фирмы. За турелью в целях улучшения обтекаемости была предусмотрена так называемая «рачья спинка» - выдвигаемый в походном и убираемый в боевом положении гаргрот. Идея оказалась интересной, и в 1935 году английское министерство авиации выдало фирме спецификацию на двухместный истребитель с вооружением, сконцентрированном в турели, сравнимый по главным характеристикам с лучшими одноместными истребителями нового поколения.

Первый, второй и третий прототипы истребителя Boulton-Paul P.82 Defiant
Первый, второй и третий прототипы истребителя Boulton-Paul P.82 Defiant

Главный конструктор фирмы «Болтон-Пол» Дж. Д. Норт взялся за дело не мешкая. Отправной точкой в его работе была готовая башня с гидроприводом, вот вокруг этого элемента, собственно, и начал «расти» новый самолет. Некоторые недостатки схемы, главными из которых были большое аэродинамическое сопротивление турели, ее вес, а также разделение обязанностей между летчиком, зачастую не видящим цели, и стрелком, ведущим пулеметный огонь по противнику в довольно невыгодных условиях для себя, считались весьма малозначительными, а потому в расчет совсем не брались. Одновременно указывалось, что аналогичный по концепции двухместный истребитель-биплан «Демон» зарекомендовал себя прекрасно, а что еще надо? Однако эта параллель была совершенно неправомерна, ведь то, что допустимо на тихоходном биплане, становится малоприемлемым для истребителя-моноплана с существенно возросшей скоростью полета.

Второй и третий прототипы
Второй и третий прототипы

Как бы там ни было, а работы по машине начались быстро и шли полным ходом. Самолет получил название «Дефайэнт» (Defiant), что по-английски означает «непокорный». Неудивительно, если участь, что его идея выходила далеко за рамки общепринятых концепций. По официальному мнению ведущих специалистов, не занятый пилотированием стрелок, имеющий в своем распоряжении очень мощную и при этом подвижную батарею пулеметов, имел возможность поразить противника с гораздо весомым результатом, чем пилот истребителя одноместного.

За короткое время было спроектировано 5 самолетов, однако реально было построено только два из них – «Болтон-Пол» «Дефайэнт» и «Хаукер» «Хотспур».

Boulton-Paul Defiant TT Mk.I, проекция
Boulton-Paul Defiant TT Mk.I, проекция

Истребитель «Хотспур» представлял собой достаточно глубокую переделку известного легкого английского бомбардировщика «Хенли». С него убрали бомбодержатели, довольно серьезно видоизменили крыло и практически полностью перепроектировали кабину. По отдельным параметрам этот самолет оказался лучше своего соперника, однако от него пришлось отказаться по банально производственным причинам – на тот момент заводы фирмы «Авро», мощности которых планировалось задействовать для серийного производства «Хотспура», были попросту перегружены другими заказами.

По внешнему виду «Дейфайэнт» напоминал «Харрикейн», но, в отличие от него, имел цельнометаллическую конструкцию. На нем применили новый способ соединения обшивки самолета с набором, устраняющий необходимость предварительной формовки листов, при этом особое внимание приходилось уделять аэродинамической чистоте поверхности корпуса, чтобы в достаточной степени нейтрализовать сопротивление довольно большой турели.

"Дейфайэнты" из 264 эскадрона (дивизиона), 1940 г.
"Дейфайэнты" из 264 эскадрона (дивизиона), 1940 г.

Крыло «Дейфайэнта» было компромиссом между эллиптической и трапециевидной формами. Технологически оно было поделено на несколько секций - центроплан с нишами шасси, две стыкующиеся консоли трапециевидной формы и полукруглые законцовки крыла. Закрылки размещались по всей длине центроплана и заканчивались примерно на половине размаха консолей. Также в центроплане размещался объемный топливный бак. Применили элероны типа «Фрайз».

Но главным в конструкции «Дейфайэнта», безусловно, была стрелковая башня. Спроектированная еще в начале 30-х годов инженером французской фирмы SAMM де Буассоном, она сразу привлекла внимание авиационных специалистов. В 1935 году фирма «Болтон-Пол» купила лицензию на производство этой установки, а через год, внеся ряд изменений (в частности, французские пулеметы «Дарн» заменили на английские «Браунинги»), начала ее серийный выпуск.

Летно-технические данные истребителей Defiant Mk.I и Defiant Mk.II
Летно-технические данные истребителей Defiant Mk.I и Defiant Mk.II

Вращение башни и вертикальная наводка пулеметов осуществлялись с помощью внешнего гидропривода с бесступенчатым регулятором скорости. Масляный гидронасос работал от электродвигателя, питаемого генератором бортовой электросети. В горизонтальной плоскости башня вращалась на 360 градусов, а минимальный угол возвышения пулеметных стволов варьировался от нуля при стрельбе вбок до +25 градусов при ведении огня в продольной плоскости машины. Таким образом лопасти винта и киль предохранялись от случайных прострелов.

Чтобы не препятствовать вращению турели, задняя часть фонаря кабины пилота и забашенный гаргрот в боевом положении сдвигались вниз. Разумеется, при этом заметно ухудшалась аэродинамика машины и снижалась скорость полета.

Defiant Mk.I
Defiant Mk.I

Пулеметы «Браунинг» FN калибра 7,69 мм были оснащены электроспуском, причем стрелок мог вести огонь как из всех стволом одновременно, так и раздельно – из левой или правой спарки (в боях этот режим практически не использовался). Боезапас пулеметов – по 600 патронов на ствол в рассыпной металлической ленте.

Стрелок залезал в башню через сдвижной сегмент к ее остеклении. Вес самой башни с гидроприводом и вооружением, но без стрелка и боекомплекта составлял 240 кг.

Кстати, прорабатывался вариант установки в башню вместо пулеметов двух 20-мм автоматических пушек «Бритиш-Испано». Однако стендовые испытания показали, что это оружие слишком тяжело и громоздко для такой установки, о м боекомплект пушек в 60 снарядов на ствол сочли явно недостаточным.

Таким образом к началу войны вооружение «Дефайэнта», рассчитанное по массе секундного залпа, оказалось одним из наиболее слабых среди современных ему истребителей.

"Дефайэнты" I из состава 264-го дивизиона, фото 1940 г.
"Дефайэнты" I из состава 264-го дивизиона, фото 1940 г.

Между тем на прототипе, который произвел свой первый полет 11 августа 1937 года под управлением летчика-испытателя Сесила Физера, турель еще не была установлена, и первый «Дефайэнт» мало отличался по всем основным данным от главного истребителя ВВС «Харрикейн». Оснащенный двигателем Роллс-Ройс «Мерлин» I, на испытаниях он показал максимальную скорость всего 498 км/ч. Правда, самолет был достаточно устойчив и хорошо управлялся практически во всем диапазоне скоростей. Единственная неприятность, отмеченная на испытаниях – ощутимый крен влево на взлете из-за недостаточно скомпенсированного реактивного момента двигателя, чтобы было сразу же исправлено.

После отказа от запуска в серию «Хотспура» в марте 1938 года принимается решение о строительстве и испытаниях второго прототипа, а также о запуске первой серии «Дефайэнт» в количестве 87 самолетов.

Boulton Paul Defiant Mk.I
Boulton Paul Defiant Mk.I

Интересно, что серийный самолет от прототипов отличался совсем незначительно. В серии немного изменились крышки шасси, увеличилась общая площадь остекления кабины пилота, также были установлены убираемые радиомачты. Серийный «Дефайэнт» получил двигатель «Мерлин» III мощностью 1030 л. с. на высоте 5 км. Вместе с подготовкой к серии начал разрабатываться учебно-тренировочный вариант самолета, однако он почти сразу был «заморожен», а затем заказ аннулировали.

В итоге серийный «Дефайэнт» оказался почти на 700 кг тяжелее «Харрикейна», кроме того имел нагрузку на крыло 145 кг/м2 и нагрузку на мощность 3,25 кг/л. с. В ходе оценочных испытаний самолет сравнивали с «Харрикейном» на аэродроме Норхолт, при этом «Дефайэнт» развил скорость всего 502 км/ч. Командир 11-го дивизиона Вирджил Холси, летавший на нем, писал в своем отчете:

«В воздушных боях этот самолет будет нести очень тяжелые потери, а неразумная концепция размещения его наступательного вооружения не выдерживает совсем никакой критики».

Boulton Paul Defiant Mk.I, пластиковая модель
Boulton Paul Defiant Mk.I, пластиковая модель

Однако вера британского авиационного командования в этот многообещающий истребитель была так сильна, что только в первой половине 1938 года оно заказало фирме «Болтон-Пол» аж 363 «Дефайэнта».

Первому дивизиону «Дефайэнтов» присвоили номер 264, и новые самолеты начали поступать в его состав в декабре 1939-го. Впрочем, не обошлось без проволочек, и летчики приступили к боевой подготовке только в феврале следующего, 1940 года года. Новый истребитель был несколько «сыроват», при его освоении наблюдались довольно частые отказы двигателей, выходили из строя гидросистемы. Впрочем, все эти недостатки довольно успешно «лечили», а на «исправленных» машинах экипажи проводили боевую подготовку и учились тактике воздушного боя с применением нового дляних подвижного вооружения.

Также были достаточно активные попытки приспособить «Дефайэнт» и для некоторых других важных задач, например, для непосредственной поддержки войск, были планы налаживания взаимодействия авиации на поле боя с танками, также появились идеи применить самолет для бомбометания с пикирования, наверное, командование помнило о том, что из морского истребителя «Рок» получился просто прекрасный пикировщик «Скьюа».

Варианты окраски истребителей "Дефайэнт", дневной и ночной варианты
Варианты окраски истребителей "Дефайэнт", дневной и ночной варианты

Однако «Дефайэнт» не оправдал этих далеко идущих надежд: он был плохо защищен от вражеского огня с земли, имел очень уязвимый мотор жидкостного охлаждения, но самое главное заключалось в том, что пикировать достаточно круто ему не позволяла весьма ограниченная прочность крыла.

В конце 1939-го – начале 1940-го от Министерства авиации поступило еще два заказа на «Дефайэнты», в общей сложности – 480 машин. И это несмотря на то, что представления о тактике применения самолета у боевых летчиков сложилось весьма туманное.

Ночной истребитель "Дефайэнт"
Ночной истребитель "Дефайэнт"

С 20 марта два звена 264-го дивизиона начали совершать регулярные боевые вылеты на авиационное прикрытие конвоев в Ла-Манше с аэродрома Виттеринг. 10 мая 6 «Дефайэнтов» из 264-го и 9 «Спитфайров» из 66 дивизиона совместными усилиями уничтожили «Юнкерс-88». На следующмй день окрыленные успехом экипажи патрульных «Дефайэнтов» набросились на Ju-87,летевшие бомбить корабли у Портсмута. Четыре немецких пикировщика были сбиты, но подоспевшие истребители прикрытия, потеряв своих подопечных, жестоко расквитались с английским патрулем. «Мессершмитты» расстреляли пять «Дефайэнтов» из шести. После этого прискорбного для англичан боя 264-й дивизион был снят с патрулирования и переведен в ПВО.

С 28 по 31 мая 1940 года «Дефайэнты» прикрывали с воздуха эвакуацию английских войск из Дюнкерка. В ходе этой операции они сбили, по английским данным, 57 немецких истребителей и бомбардировщиков, причем только 29 мая – 37 машин. Впрочем, немцы признали потерю всего 14 самолетов, так что кому верить – совсем непонятно.

Defiant Mk.II, с радаром, 125-я эскадрилья, зима 1942 г.
Defiant Mk.II, с радаром, 125-я эскадрилья, зима 1942 г.

В тот день, кстати, произошел весьма необычный бой, когда строй «Дефайэнтов» был атакован… отбомбившимися Ju-87, принявшими их за «Харрикейны». Ничего не подозревающие пилоты «лаптежников» пристроились в хвост англичан и стали сокращать дистанцию, думая, что противник не подозревает об их присутствии. Внезапно открытый огонь стрелковых башен уничтожил все восемь пикировщиков за считанные секунды.

Но кто-то из них успел передать по радио описание атакуемых самолетов, и уже на следующий день группа Bf-109 подкараулила «Дефайэнты» и, атаковав сзади-снизу из так называемой «слепой зоны», сбила семь машин. Выводы В. Холси о грядущих больших потерях «Дефайэнтов» полностью подтвердились.

Вновь сформированный 141-й дивизион на «Дефайэнтах» в июле 1040 года перевели на защиту береговых объектов. 19 июля девять самолетов этого дивизиона встретились в районе Фолкстоуна с восьмеркой Bf-109, чьи пилоты знали, с кем имеют дело. Сбив в лобовой атаке два «Дефайэнта», немцы повторно атаковали англичан сзади-снизу, уничтожив таким образом еще четыре самолета. Но при этом английские стрелки тоже не подвели, сбив четыре «Мессершмитта».

После этого боя 141-й дивизион сняли с боевого дежурства и перевели в Прествик.

"Дефайэнт" TT Mk.I - буксировщик мишеней
"Дефайэнт" TT Mk.I - буксировщик мишеней

264-й дивизион, понесший за первые месяцы войны очень серьезные потери (около 70% первоначального состава), после очередной доукомплектовки решили сделать ночным. В середине августа его перевели на Киртонский аэродром, а уже 24 августа ночью его экипажи сбили четыре немецких бомбардировщика. Правда, личный состав и матчасть дивизиона продолжали катастрофически таять, но не только от вражеского огня, но и от плохой подготовки пилотов к действиям с затемненных аэродромов.

Правда, при достижении высокого уровня подготовки и отличной слетанности экипажа «Дефайэнт» мог доставить противнику большие неприятности. Так, лучший экипаж 264-го дивизиона – сержанты Э. Торн (пилот) и Ф. Баркер (стрелок) сбили над Дюнкерком в ходе «битвы за Англию» 13 вражеских машин. Но это не могло изменить общую картину событий. Торн и Баркер в конце концов также были сбиты, и им чудом удалось избежать гибели.

Сержанты Э. Р. Торн (пилот слева) и Ф. Дж. Баркер (воздушный стрелок) позируют после своей очередной победы
Сержанты Э. Р. Торн (пилот слева) и Ф. Дж. Баркер (воздушный стрелок) позируют после своей очередной победы

Наконец осенью 1949 года даже самые большие апологеты концепции двухместного истребителя с турелью стали понимать свою ошибку. Но «Дефайэнты» продолжали выпускаться, и, следовательно, им нужно было найти применение. Командование ВВС приняло решение перевести большинство самолетов данного типа на выполнение ночных перехватов с помощью радара.

Теперь все новопостроенные «Дефайэнты» получили пламегасители выхлопа. Вновь докуомплектованные 264-й и 141-й дивизионы снова включились в боевую работу, отражая ночные налеты на Лондон. Их самолеты еще не имели радаров, но опытные пилоты из старого состава обучили вновь прибывших, и 22 декабря молодой экипаж из 141-го дивизиона сбил над Лондоном «Хейнкель»-111. В это же время были сформированы 307-й дивизион, получивший «Дефайэнты», и еще четыре ночных дивизиона, имевшие эти самолеты наряду с «Харрикейнами».

Defiant на экспозиции в RAF Museum, Великобритания
Defiant на экспозиции в RAF Museum, Великобритания

Специально из экипажей «Дефайэнтов» работал центр летной подготовки в Черч-Хэмптон. К осени 1941-го еще 6 дивизионов вооружили ночным вариантом «Дефайэнта». Вскоре на вооружение была принята модификация IA с РЛС AI-Mk4. Ее характерным внешним отличием были антенны-«стрелки», монтируемые на крыле и бортах фюзеляжа. По боевой эффективности такой вариант существенно превзошел предыдущие, самолет сразу стал популярным, и им полностью были перевооружены еще четыре дивизиона.

В 1940 году фирма «Болтон-Пол» предложила «Дефайэнт» «нормальной» компоновки, без турели, но с 10 пулеметами винтовочного калибра в крыле. Но от этой идеи командование отказалось, так как в строю уже был «Харрикейн», а «Дефайэнт» в сравнении с ним не предъявил никаких особенных преимуществ.

20 июня 1940 года в воздух поднялся «Дефайэнт», в порядке эксперимента оснащенный двигателем «Мерлин» XX. Самолет показал чуть большую скорость, но скороподъемность при этом возросла весьма значительно. К февралю 1941-го эта модель, получившая обозначение Mk.II, пошла в серию. Первоначально на ней устанавливалась та же РЛС, что и на Mk.I, но впоследствии ее заменили на более мощную – AI.Mk6. Этот самолет состоял на вооружении шести дивизионов и успешно использовался как самостоятельно, так и во взаимодействии с ночными «Хэвоками» (модификация американского самолета «Дуглас» А-20).

Однако к середине 1942 года к ночному перехватчику стали предъявляться уже гораздо более высокие требования, и «Дефайэнт» очень быстро сошел со сцены как боевой самолет. Лишь 515-й спецдивизион держал эти самолеты на вооружении до середины 1943 года, да еще и в Бирме они прослужили до 1944 года.

Defiant в бою
Defiant в бою

Некоторое время «Дефайэнты» со снятыми турелями применялись в береговой спасательной службе, причем каждая машина оснащалась двумя спасательными лодками в подкрыльевых контейнерах. Но через несколько месяцев эти самолеты списали из-за непреодолимых трудностей с обслуживанием.

Последние 140 «Дефайэнтов» ближе к середине войны переоборудовали в буксировщики мишеней – вместо башни на них установили удлиненный фонарь кабины, а на правом борту размещалась лебедка-ветряк для сматывания троса. Самолет имел индекс TT Mk.II и двигатель «Мерлин» III. Поставки его начались в декабре 1941-го и продолжались в течение всего следующего года. Многие TT Mk.II дожили до конца войны, они использовались как в ВВС, так и на флоте. Несколько таких машин буксировали десантные планеры при высадке союзников в Нормандии.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

«Летающее бревно» Ki-44 «Бесогон». Пример того, насколько хорошо умеют мыслить японские авиаконструкторы

Во время войны СССР переплюнул США и Японию в деле создания сложных авиационных моторов

Как летом 1944 года 26 румынских истребителей IAR-80 вступили в бой с сотней американских «лайтнингов» и сбили 24 из них

Fokker D.XXI – истребитель, на котором летали асы, а один из них в одном бою сбил целых 6 советских бомбардировщиков

Самые известные управляемые и неуправляемые боевые ракеты Третьего Рейха