Найти в Дзене
Путешествия Бруно

Побег из Ялты / Тайная дача Чехова в Гурзуфе. Часть 1

«Вместо дачи, за свои деньги в Крыму я умудрился возвести тюрьму». Дамочки-поклонницы, прозванные «антоновками» и другие почитатели творчества появлялись на пороге Чеховского дома в Ялте каждый день.
Дача-музей Чехова в Гурзуфе
Дача-музей Чехова в Гурзуфе

Впервые писатель побывал на полуострове в 1888 году. Следуя на корабле из Севастополя в Феодосию, Чехов был немного разочарован.

Оглядывая с борта парохода, увековеченные в лирике Пушкиным прекрасные берега Тавриды, писатель сделал собственный вывод. Из письма к сестре Марии Павловне

Все эти гурзуфы, Массандры и кедры, воспетые гастрономами по части поэзии, кажутся с парохода тощими кустиками, крапивой, а потому о красоте можно только догадываться.
Гурзуф, почтовая открытка начало ХХ в.  Фото из открытого источника
Гурзуф, почтовая открытка начало ХХ в. Фото из открытого источника

По настойчивой рекомендации врачей, в 1894 году Антон Павлович едет в Крым, чтобы провести здесь весну. Остановившись в Ялте, 5 марта Чехов заселяется в лучшую гостиницу «Россия».

Из-за дождливой погоды писатель редко выходит на улицу, зато много работает. Здесь рождается рассказ «Студент», который Чехов считал лучшим своим произведением.

А. П. Чехов, 1897 год.   Фото из открытого источника
А. П. Чехов, 1897 год. Фото из открытого источника

Он пишет много писем сестре и друзьям, очевидно скучает. В начале апреля, так и не дождавшись солнца, Антон Павлович возвращается в Подмосковье.

Весной 1897 года у Чехова начинается обострение туберкулеза и он попадает в клинику. В следующем году Чехов опять посещает Ялту. Понимая, как врач, что здешний климат поможет укрепить резко ухудшающееся здоровье.

Ялта, набережная
Ялта, набережная

Осенью решает купить участок земли на склоне горы в Аутке, окраине Ялты. Денег не хватало, поэтому писатель продает авторское право на свои произведения московскому книгоиздателю.

Дом возвели очень быстро, всего за 11 месяцев. При создании проекта дома Чехову помогал местный учитель рисования Лев Шаповалов.

Дом, позже названный им «Белой дачей» мгновенно стал достоянием общественности и повышенного внимания к личности писателя. А когда установили телефон, то спокойная жизнь Чехова закончилась совсем.

"Белая дача" Чехова
"Белая дача" Чехова

Газетчики, начинающие литераторы, коллеги-врачи, новые знакомые из местных, восторженные поклонницы – мечтали увидеть Чехова, поговорить, напроситься на чаепитие.

Антон Павлович по своей натуре был очень общительным и дружелюбным человеком. Но такое докучливое внимание на фоне слабого здоровья приводило писателя в бешенство. В сердцах он жаловался своей сестре

Едва я за бумагу, как отворяется дверь и вползает какое-нибудь рыло. Пытаюсь скрываться от гостей в спальне, но и это не помогает.
Антон Павлович Чехов в Ялте.   Фото из открытого источника
Антон Павлович Чехов в Ялте. Фото из открытого источника

Зимой Чехов очень грустил и скучал по Москве. В столице с успехом шли премьеры его пьес, жизнь там кипела и бурлила.

Горький в гостях у Чехова.  Фото из открытого источника
Горький в гостях у Чехова. Фото из открытого источника

Однако, с наступлением лета, все менялось. В июне на Белую дачу приезжало такое количество родственников и друзей, что разместить всех в доме не получалось.

Писатели Бунин, Горький, Куприн желали многочасового общения. А Немирович-Данченко и Станиславский, а также вся труппа МХТ настойчиво ждали новых пьес.

Чехов с артистами МХТ.    Фото из открытого источника
Чехов с артистами МХТ. Фото из открытого источника

Чехов все чаще задумывается о тайном убежище – месте, где бы он мог спокойно работать в одиночестве.

Живописный поселок Гурзуф привлек внимание драматурга еще в самый первый приезд на полуостров. Потрясающие пейзажи, тишина, Пушкинская скала – вот прекрасное место для вдохновения и творчества.

Бруно на фоне Пушкинской скалы
Бруно на фоне Пушкинской скалы

В 1900 году Чехов приобретает у татарина-рыбака небольшой домик, приютившийся среди прибрежных скал.

 Дача Чехова в Гурзуфе, Айвазовский.    Фото из открытого источника
Дача Чехова в Гурзуфе, Айвазовский. Фото из открытого источника

Покупка обошлась в три тысячи рублей, что было очень дорого, но писатель отдал, всю сумму, не торгуясь. Воодушевленный приобретением, Антон Павлович пишет своей сестре в письме

Я купил кусочек берега с купаньем и с Пушкинской скалой около пристани и парка в Гурзуфе. Принадлежит нам теперь целая бухточка, в которой может стоять лодка или катер. Дом паршивенький, но крытый черепицей, четыре комнаты, большие сени. Одно большое дерево — шелковица.
Причал рядом с Чеховской бухтой
Причал рядом с Чеховской бухтой

Продолжение следует…

Всем удачи и спасибо за лайки !

Продолжение истории

Ялта
347,1 тыс интересуются