Найти тему
alexunited

Оценки это (не) фигня

Недавно прочитал на канале у коллеги комментарий хорошей мамы, у которой дети нормально учатся (в чём, несомненно, её заслуга). При всей правильности своих действий, она высказала, что не согласна с родителями, считающими, что "оценки это фигня". И, с одной стороны, это вроде как достойно уважения и поддержки - ведь её дети получают оценки вместе с реальными знаниями - но если пути получения оценок и знаний разойдутся: по какому пойдут её дети? Очевидно, по первому. А по какому надо идти? Очевидно, по второму.

Если понравится эта статья, смотрите другое рассуждение на похожую тему:

https://dzen.ru/media/alexunited/velikie-troechniki-647c52ffcdf57971268fc9af

Красиво? Бесспорно. Нужно? Нет.
Красиво? Бесспорно. Нужно? Нет.

Практически все мы имели какое-то отношение к школе: учениками не были лишь единицы, некоторые стали родителями учеников, учителями - покажите мне тех редких индивидуумов, которые до сих пор не знают, как и за что ставятся оценки в школе. Нет, они ставятся не за знания. Причём в разные стороны: можно отлично знать предмет, но иметь 3-4, а можно не знать предмет вообще, но иметь 4-5. Можно быть любимчиком учителя, а можно находиться с ним в контрах. Можно списывать со всех вокруг и ГДЗ, а можно игнорировать требования по оформлению работ. Можно учить наизусть типовые задачи (не понимая ничего в этом), а можно делать дурацкие вычислительные ошибки (при этом всё идеально понимая).

Нет, оценка в дневнике/журнале/аттестате вообще никак не коррелирует со знанием предмета. Проверить реальные знания каким-либо учеником какого-либо предмета не представляется возможным, поэтому принято считать, что оценка (отметка) - это показатель чего-то там. Но нет, это не показатель. И именно в этом смысле я (и многие адекватные люди, учителя и родители) говорю, что оценки - это фигня.

Наверное, повар она далеко не худший...
Наверное, повар она далеко не худший...

В каком же смысле родитель может возражать, что не фигня? Разумеется, если ребёнок - балбес и лоботряс, ничего не делающий, получает двойки и тройки (в основном не за свои заслуги, а лишь потому, что учителям очень неохота возиться с его двойками на каникулах), переходит из класса в класс без малейшего намёка на знания (хотя бы по математике и родному языку), то такие оценки - действительно далеко не фигня. К сожалению, имеется не одна тысяча родителей, для которых норма, что их деточка получает тройку дрожащей рукой (а если не получает, то родитель придёт гневно разбираться и грозить жалобами злобному учителю) и ничему не учится. Кем вырастут такие деточки? В лучшем случае, низкооплачиваемыми грузчиками, курьерами и автомеханиками (и то - работящие люди в этих профессиях их в доходе и успешности превзойдут на раз), в худшем - это будут безработные диванные жалобщики, обиженные на весь мир. А кто виноват, кроме родителей, посадивших чадо себе на шею вместо того, чтобы научить его жизни?

Но есть другая опасная категория родителей: тех, кто за четвёрку даже (а уж тем более тройку) ругает ребёнка, даже не пытаясь разобраться, в чём причина. Это, как правило, представители династии отличников ("у нас в семье все с медалью школу заканчивали, Машеньке никак нельзя 4") или те, кого в детстве прессовали собственные родители-представители такой династии. Здесь оценка становится самоценной, а обучение отходит на второй план. Дети, от которых требуют пятёрок любой ценой, перестают учиться (как только уровень пятёрки в каком-то предмете становится им не посилен), находя множество способов добыть оценку "для мамы" в обход задуманного системой пути получения знаний.

-3

Для чего маме нужна эта оценка? Чтобы похвастаться перед коллегами, друзьями, родственниками. А потом, годы спустя, та же мама будет утверждать, что она всё сделала, чтобы воспитать ребёнка нормально, и приводить в качестве доказательства те самые оценки, уверяя, что потом что-то пошло не так и в никчёмности ребёнка во взрослой жизни мама нисколько не виновата. Я близко знаю человека, которая до истерики не может примириться с тройкой-четвёркой (даже осознавая, что знаний в предмете у неё и на 2 с трудом хватает) - потому что мама требовала одних пятёрок. А знакомые психологи и более страшные вещи рассказывают про взрослых людей, у которых потребность в формальном оценивании, то есть они готовы убиваться ради ничего не значащей бумажки или звания "сотрудник месяца", но неспособны оценить свои реальные достижения и радоваться им.

Поэтому, друзья, не надо давить на детей с хорошими оценками. Ругайте и наказывайте за безделье и плохое поведение, а не за двойки, поощряйте не за пятёрки, а за значимые и осязаемые успехи (быстро решённая задача, хорошо написанное сочинение, красивый рисунок или убранная комната). Оценки не имеют значения, всегда важен контекст. Тройка по математике в школе городского набора намного ценнее пятёрки в СОШ, например.

Позитивный Яндекс.Кью
Позитивный Яндекс.Кью

Итак, оценки - фигня, это не самоцель для школьника, но повод задуматься для родителя. Двойки означают, что или сам школьник, или же его учитель однозначно не выполняют свои обязанности - а с этим нужно разбираться, потому что если виноват учитель, то его надо менять (хотя где сейчас взять другого), а если ученик (пусть родители и редко способны в это поверить и признать), то надо предпринимать меры по исправлению ситуации. Тройки и четвёрки - нормальные оценки для ребёнка, не гениального, хотя если нет вообще ни одного предмета, которым бы ребёнок занимался легко и с радостью, то тревогу бить стоит. Даже если формально стоят пятёрки, но не хочется заниматься сверх программы, не нравится ни один кружок - это уже сигнал к действию. Потому что преуспеет в будущем только тот, кто чем-то горит. Но это никак не связано с оценками.