Чтение также относится к инструментам пастырского душепопечения ― наставлению словом. Однако в отличие от устного научения здесь слово воздействует на людей в письменном виде, будь то Священное Писание или другие книги. Давайте поподробнее рассмотрим виды чтения для спасения человеческой души.
Основания в Священном Писании
В древности, как известно, книг не было. Вся информация передавалась из поколения в поколение, от отца к сыну.
Бог дал пророку Моисею каменные скрижали с Законом Божиим (См.: Исх. 31:18). Закон, записанный Моисеем[1], стал важнейшей частью жизни Богоизбранного народа. За его неисполнение полагалась кара (См.: Втор. 28: 58-59), поэтому священники должны были читать и объяснять закон народу (См.: Неем. 8: 7-8). И днём и ночью говорит Господь о научении закону и перед началом служения Иисуса Навина (См.: Нав. 1:8), указывая, что начальствующие и служащие Богу должны постоянно помнить о законе. Чтение Торы в Ветхом Завете воспринималось как священнодействие[2].
Впоследствии стали появляться и другие книги Ветхого Завета: исторические, писания пророков, книги мудрости, которые употреблялись за богослужением, как, например, Псалтирь, и другие.
Христос в своей проповеди постоянно апеллировал ко Священному Писанию, объяснял его для Своих учеников, делал его доступным для них (См.: Лк. 24:27; 45). Он прямо говорил: исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин. 5:39) и обличал незнание Писания саддукеями: (См.: Мф. 22:29). В синагоге Он Сам читал текст Писания и учил на его основании народ (См.: Лк. 4:16-17).
Апостолы в своей проповеди подобно Христу постоянно прибегали к Писаниям. В книге Деяний описывается, как апостол Филипп толковал Священное Писание и на его основе благовествовал об Иисусе Христе евнуху, читавшему книгу пророка Исаии (См.: Деян. 8:35).
Апостол Павел заходил в синагоги и учил иудеев на основании Священного Писания (См.: Деян. 17:2-11). В своём послании к Тимофею он пишет о том, что все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим. 3:16). Таким образом он завещает Тимофею, как пастырю, постоянно прибегать к Священному Писанию для наставления людей, для душепопечения о них. В своих посланиях к общинам апостолы ссылаются по разным вопросам на то, что говорит по этому поводу Писание[3].
Итак, даже в самой Библии постоянно говорится о необходимости ее чтения. В Ветхом Завете люди должны были читать и исполнять Закон Божий. Священники и учителя объясняли, толковали его для людей. Христос также приходил в синагоги и учил на основании Писаний, обличал его незнание. Святые апостолы после того, как им открылись глаза, стали понимать Писание, объясняли его для людей, строили на нём свою проповедь о Христе, а потом и сами оставили нам послания, которые вошли в состав Нового Завета.
Чтение книг в святоотеческом наследии
Святоотеческое наследие много говорит о пользе чтения Священного Писания, творений святых отцов, даёт различные советы и рекомендации по чтению той или иной духовной литературы для своих чад. Их необходимо изучать, чтобы проверять правильность учения священника, наставника, усваивать то, что согласно с Писанием и отвергать ложное, чтобы не быть обманутым[4], чтобы не поддаться на «бабьи басни» (См.: 1 Тим. 4:7). Сами же пастыри не могут ничему научить других, не могут совершать душепопечение, не зная Священного Писания, так как они сами находятся во тьме[5]. Священник не может научить других Истине, не зная Священного Писания[6]. Для этого к чтению начинают приучать еще до принятия сана, в момент поставления во чтеца, т.е. вводя человека в клир, архиерей говорит: «тебе подобает ежедневно читать Божественные Писания»[7].
Однако и просто чтение без совершения дела не принесёт пользы читающему[8], т.к. такие люди уподобляются книжникам и фарисеям, которых Христос обличал за неисполнение прочитанного. Более того, Н. Е. Пестов пишет, что от чтения духовных книг без применения в жизни может создаться самообман, что человек уже начал духовно расти, поэтому прочитанное надо сразу воплощать в жизнь[9]. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что нужно, «чтоб Евангелие усвоилось уму и сердцу, чтоб ум, так сказать, плавал в нем, жил в нем»[10]. Именно в таком случае люди смогут жить так, как заповедовал Христос.
Вторым основным чтением после Священного Писания, является чтение самих святоотеческих книг, а также сочинений подвижников благочестия. Святитель Феофан Затворник, труды которого мы сейчас также считаем святоотеческими, писал: «Плодоноснее слово Божие, а за ним — отеческие писания и жития святых»[11].
Священник сам должен быть хорошо начитан творениями святых отцов и подвижников благочестия. Святитель Григорий Богослов говорит о том, что незнание истин веры можно было бы простить простолюдинам, но не учителю[12]. Кроме того, он также и не отрицает знания священником светских наук[13].
Таким образом книги лишь закладывают определённый фундамент в духовную жизнь человека, но потом на их основе самому человеку под руководством этих книг, в первую очередь Евангелия, нужно строить свою жизнь, борьбу с грехом, духовное возрастание.
Разновидности чтения в современном мире
Чтение Священного Писания
Обязанность священника состоит в том, чтобы наставлять народ в Священном Писании: читать и толковать его прихожанам во время проповеди в храме, создавать Евангельские кружки, давать рекомендации прихожанам относительно чтения ими Евангелия. Другим способом может быть толкование текстов Священного Писания в специальной публикации приходской газеты, на сайте, на странице в социальных сетях.
Рассмотрим некоторые рекомендации для прихожанина по чтению Священного Писания из святоотеческих творений, на которые может ориентироваться священник, советуя прихожанам читать Библию.
Один из святоотеческих принципов – давать те или иные книги Священного Писания, соразмеряя духовный уровень человека. Например, святитель Василий Великий не советует некоторым людям читать ветхозаветные книги, которые в силу своих особенностей могут причинить вред нетвёрдым в вере[14], в отличие от чтения Нового Завета.
Святитель Филарет Московский говорит о чтении по одной или две главы в день из Нового Завета и по кафизме из Псалтири[15]. Причём праведный Иоанн Кронштадтский сокрушается о том, что в домах наших людей перестали читать Псалтирь, и связывает это с духовным падением нашего народа[16]. А преподобный Георгий Затворник даёт своим чадам читать определённые отрывки, главы из библейских книг[17]. К подобному опыту прибегает и епископ Егорьевский Тихон, давая задание семинаристам и советуя людям читать каждый день в течение некоторого времени 5, 6, 7-ю главы Евангелия от Матфея, где Господь говорит, какими Он хочет видеть Своих учеников, и сравнивать, что получилось, а что нет, за прошедший день[18].
Подобным образом и священник Александр Ельчанинов выделяет два способа чтения Евангелия: «1) по одному-два стиха и обдумывать их весь день, или же 2) когда хорошо знаешь Евангелие — читать большими частями (всего Евангелиста, все 4 Евангелия сразу), чтобы уловить связь событий и общий дух»[19]. Митрополит Антоний Сурожский, например, предлагает читать Евангелие и отмечать особо понравившиеся и полезные для себя стихи, потому что эти места показывают «красоту настоящего человека во Христе»[20]. В таком случае Евангелие перестаёт быть отдалённой книгой, оживает для человека, становится для него родным.
Одной из форм употребления этого инструмента можно назвать совместное чтение Священного Писания священника с человеком. Для этого священнику придётся потратить больше времени, но у него будет возможность что-то пояснить специально для читающего.
Таким образом, чтение Священного Писания определяется согласно духовному состоянию человека. Одному полезно каждый день читать по главе из Евангелия утром, другому вечером. А третьему лучше читать только положенное уставом в этот день зачало и, например, «Мысли святителя Феофана Затворника на каждый день года по церковному чтению». То же самое и с добавлением чтения из Апостола. Более совершенным в христианской жизни тем же образом определяются и отрывки из Ветхого Завета.
Для этой цели существуют, например, приложения для смартфонов[21]. К сожалению, разработаны они протестантами, но в данном случае можно использовать их достижения и разработать своё расписание чтения Библии.
Чтение творений святых отцов, подвижников благочестия, житий святых и другой духовной литературы
Святитель Феофан Затворник ставит своеобразную градацию чтения литературы для людей: «Нужно знать, что жития лучше для начинающих, писания отеческие — для средних, Божие же слово — для совершенных»[22].
Святитель Филарет Московский предлагает для семинаристов, окончивших семинарию, но не распределённых на место служения в связи с отсутствием вакансий ряд заданий для будущего пастырского служения[23]. Подобные советы могут быть полезны и для самих священников.
Основные книги, которые советуются для чтения священнику: святитель Иоанн Златоуст[24], начиная с «Пути ко спасению» святителя Феофана Затворника, «Пролог» (но не весь, а в первую очередь то, что относится к исповеди и борьбе со страстями), «Добротолюбие», «Ответы» преподобных Варсонофия и Иоанна, «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника[25], «Шесть книг о священстве» святителя Иоанна Златоуста, «О обязанностях священнослужителей» святителя Амвросия Миланского, блаженного Иеронима «О жизни клириков», святителя Григория Двоеслова «Правило пастырское или о пастырском служении», слова на ту же тему святых Ефрема Сирина и Григория Богослова «42-е, или защитительное слово»[26]. К этому можно отнести и различные пастырские книги, лекции, слова, написанные подвижниками благочестия XX века.
Священнику также приходится самому определять список трудов святых отцов, духовной литературы, житий святых для чтения прихожанину. В данном случае нужно учитывать жизненную ситуацию человека, уровень его духовной жизни и рекомендовать книги, которые посвящены борьбе с определённой страстью, книги, рассказывающие о той или иной добродетели и другие. Также священник может давать человеку подборки из святых отцов, в которых описывается определённая страсть или какой-либо вопрос, где разбирается причина страсти, её признаки, сопутствующие ей страсти, способы борьбы с ней[27].
Священник Александр Ельчанинов советует читать древних святых отцов, а перед этим новых русских святителей, так как «они напитаны духом перечисленных выше отцов, но излагают их языком нашего времени и применительно к условиям нашей жизни»[28].
Можно подвести некоторый итог того, что отцы Церкви, подвижники благочестия советуют читать христианину. Святитель Тихон Задонский рекомендует после Библии читать книгу Иоганна Арднта «Об истинном христианстве»[29]. Митрополит Платон (Левшин) перечисляет книги, которые желательно иметь в каждом храме для наставления священнику и мирянам («Маргарит, толкования на Деяния, послания Иоанна Златоустаго, Четьи-Минеи и Прологи, сокращенную Богословию, Букварь и краткий Катехизис, книжицу о Блаженствах, Проповеди Гедеоновы, Феофановы и Минятиевы, Духовный Регламент, Увещание раскольникам и другия»)[30]. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит также о чтении духовных журналов[31].
Преподобный Амвросий Оптинский выделяет следующие книги в определённых ситуациях: например, для молитвы[32], перед Причастием[33], после Причастия[34], «Православное исповедание» Петра Могилы, «Летопись» или 4 часть творений святителя Димитрия Ростовского, книгу аввы Дорофея, а в посты и говения труды преподобного Ефрема Сирина (особенно о покаянии), творения святителя Тихона Задонского, потом можно и духовные журналы[35] Марка Подвижника. Также и преподобный Варсонофий Оптинский говорил о важности чтения житий святых[36], и в целом можно говорить о том, что Оптинские преподобные особо выделяют некоторые книги[37].
Епископ Вениамин (Милов) предлагает изучать по святым отцам различные богословские темы: христианскую догматику[38], православную этику[39], аскетику и мистику православия[40]. Священник Александр Ельчанинов советовал молодёжи каждый день помимо чтения немного молитв и Евангелия читать ещё религиозную литературу: жизнеописание святых, историю Церкви[41].
Архимандрит Киприан (Керн) советует читать «Руководство к христианскому нравственному учению», свт. Феофана Затворника, С. М. Зарина «Аскетизм»[42], а протоиерей Алексий Уминский для борьбы со страстями рекомендует читать не «Сто тысяч советов батюшки по каким-то поводам», а серьёзную духовную литературу[43]. Со своей стороны, протоиерей Павел Гумеров для того, чтобы узнать об аскетике, о борьбе с грехом, советует помимо тех произведений, которые уже советовали оптинские старцы, читать также труды святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова), а также поучения преподобного Паисия Святогорца[44].
Итак, рассмотрев некоторые советы относительно чтения святоотеческих сочинений, выделим три лидирующих среди них произведения: «Лествица», «Наставления» аввы Дорофея, творения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Это основные рекомендуемые святоотеческие творения для начинающих изучать аскетику. Однако многие советуют начинать читать именно с русских святых, живших недавно в XIX-XX вв., т.к. они, впитав в себя опыт отцов предыдущих столетий, смогли отразить его для людей, говоря уже более понятным для современного читателя языком.
Другой интересный способ читать святых отцов и вообще духовную литературу с прихожанами – организация творческих вечеров, семинаров, посвящённых тому или иному святому отцу, среди прихожан. Во время таких мероприятий священник вместе с прихожанами может читать и обсуждать отрывки из трудов конкретного святого отца, делать выводы, узнавать факты биографии. Святитель Феофан Затворник говорит о таких собраниях:«Пусть попы заводят чтения – по вечерам и собирают у себя и у других слушателей… и простых, и бедных. – Для чтения выбирать все то, что относится к общему строю веры»[45].
Например, можно сделать творческий вечер, посвящённый святителю Василию Великому[46]. Такого рода встречи помогут прихожанам лучше узнать великого святого и ближе познакомиться с его творениями, с его душой, почувствовать святого ближе к себе. Кроме того, священник в кругу с прихожанами за чашкой чая может рассмотреть святоотеческое учение, например, о гордости, вместе с ними разобрать мнения святых отцов, сделать выводы.
Жития святых[47] по уставу должны читаться во время богослужения, сейчас такая практика существует в некоторых храмах во время Причастия священнослужителей. Святитель Иннокентий Московский говорит о том, что для простолюдинов гораздо проще понимать жития святых, чем проповеди[48]. Поэтому стоит учитывать этот факт по отношению к разными социальным слоям: более простые люди, с не очень высоким образованием или дети, лучше воспринимают именно жития святых.
Но и высокообразованных людей может удивить житие святителя Василия Великого, жизнь его семьи, кого-то вдохновит житие святителя Луки Крымского и т.д. А священник Александр Ельчанинов говорил, что ежедневное чтение святых отцов ― «главнейшее и действительнейшее средство для поддержки нашей веры и любви; это чтение конкретно рисует нам области, куда мы стремимся, <…> согревает сердце влечением к блаженной жизни святых подвижников»[49].
Для начинающих христиан, да и для тех, кто уже давно в Церкви, для того, чтобы окунуться в мир церковной жизни, жизни священников, наших современников православных христиан, в жизни которых происходили какие-то интересные и чудесные события, священник может рекомендовать прихожанам читать так называемую «церковную беллетристику» (документальные и придуманные рассказы священников и церковных писателей). Таких книг и публикаций в больших количествах можно найти на православных сайтах.
Огромное наследие нашей Церкви представлено в проповедях, поучениях, беседах известных священников, не говоря уже о проповедях и поучениях святых отцов и подвижников благочестия. В наше время существуют замечательные сборники лучших проповедников Православной Церкви[50].
Для ознакомления с церковной культурой, архитектурой, повышения уровня знаний об известных православных святынях можно рекомендовать документальную хронику (описание монастырей, храмов, святынь). Каждый храм или монастырь обязательно имеет какую-либо брошюру или книгу, рассказывающую об истории и святынях храма.
Итак, священник имеет огромный арсенал наставления словом, зафиксированного в книгах: Священном Писании, святых отцов, подвижников благочестия, различных священников, церковных писателей и других. Этот огромный потенциал священник может удачно использовать в своей пастырской деятельности.
Чтение художественной литературы
Многие известные писатели мировой культуры в своих произведениях отражали свой путь к Богу, своё духовное состояние. Епископ Тихон (Шевкунов) в предисловии к книге «Несвятые святые» написал: «один из подвижников сказал, что каждый христианин может написать свое Евангелие»[51]. В связи с этим произведения христианских писателей могут привести человека к Богу, а значит, что и священник не может быть необразованным и в этом плане, чтобы проповедовать светским людям.
Церковь с уважением относилась к светской литературе, даже в то время, когда она была языческой. Святитель Василий Великий написал по этому поводу слово: «К юношам о том, как получать пользу из произведений языческих». В нём он говорит, что необходимо выбирать оттуда то, что говорится о добре, и затыкать уши от вредного и злого[52].
Тем более для воцерковления современных людей, для приведения их к Богу полезно прибегать к поэтам, писателям, которые также стремились к Богу. Они «могли бы поднять их от будничной, серой, обыденной жизни и привести к Богу»[53]. Интересен опыт преподобного Нектария Оптинского, поступившего в монастырь лишь с самым начальным образованием, которого благословили в затворе читать духовные книги, а «через десять лет пребывания в затворе его благословили читать светских авторов и изучать светские науки. Он читал Данте, В. Шекспира, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского и других»[54]. Кроме того, всем известна переписка святителя Филарета Московского с А. С. Пушкиным, которая стала выдающимся культурным наследием.
Священник может устраивать встречи с определённой группой прихожан, обсуждать и разбирать произведения писателей, обнаруживать в них христианские мотивы. Это даст прихожанам возможность открыть для себя известных всем писателей совершенно с другой стороны. Что же касается современной литературы, то отношение Церкви к такой литературе является темой отдельной диссертации. Среди неё безусловно есть такие произведения, из которых можно взять что-то доброе и полезное.
Несмотря на это, преподобные старцы Оптинские не всегда советовали православным читать светскую литературу. Они говорили, что такое чтение, «хотя и может довести до мысли о небе, но ведет оно, так сказать, дорогами окольными»[55], поэтому гораздо лучше избрать прямой путь, т.е. читать творения святых отцов Церкви, жития святых[56].
Таким образом, безусловно произведения христианских писателей и тем более нехристианских, ставятся на более низкий уровень, чем святоотеческие творения. Однако их нельзя отвергать, а, по мысли святителя Василия Великого, черпать из них доброе, а отвергать злое.
Более того, в советское время, да и после крушения СССР произведения писателей стали для большинства граждан России тем местом, откуда они могли почерпнуть знание о Боге, Христе, духовной жизни, о русской культуре, которая всецело была пропитана христианством. Во многом это сохраняется и сейчас. Не каждый из людей может взять и сразу прочитать Евангелие или святого отца, но почти все читают произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского. И именно такая литература может впоследствии сподвигнуть такого человека прочитать Евангелие.
Таким образом, подводя итоги, стоит отметить, душепопечение словом о человеке является важнейшей частью пастырской заботы о спасении народа, поэтому всегда следует находить время на всевозможные встречи, беседы, дискуссии, и стараться самому принимать в них активное участие для спасения собственной души.
Серафим Алпатов, чтец
***
[1]См.: Мень Александр, свящ. Исагогика. Ветхий Завет. ― М.: Фонд имени Александра Меня, 2003. ― С. 83.
[2]См.: Даниил Сысоев, свящ. Курс лекций по догматическому богословию.Специальное издание для миссионерской работы. ― М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011. ― С. 358.
[3]См.: Иак. 2:23; 1 Пет. 2:6; 2 Пет. 1:20; Рим. 14:25; Рим. 15:4; 1 Кор. 15:3; 1 Тим. 5:18 и другие.
[4]См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. 2. ― М., 2001. ― С. 77-78.
[5]См.: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. ― М., «ДАРЪ», 2007. ― С. 769.
[6]В Приложении 1 приведены ссылки на некоторые цитаты святых отцов относительно важности для священника чтения Священного Писания.
[7]Чин на поставление чтеца и певца // Чиновник архиерейскаго священнослужения. ― М: Издание МП, 1982. Т. 1. ― С. 204. Перевод взят с книги: Иларион (Алфеев), еп. Поставление во чтеца и иподиакона // Православие: в 2 т. Т.2. ― М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. ― С. 685.
[8]См.: Макарий Оптинский, прп. Книги // Симфония по творениям Оптинских старцев. В 2х томах. / сост. Терещенко Т.Н. Т. 1. ― М.: Даръ, 2009. ― С. 333-334.
[9]См.: Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия. В 2-х томах. ― М.: Братство ап. Иоанна Богослова, 2016. ― С. 265.
[10]Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты: В 2 т. Т. 1. ― М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. ― С. 47.
[11]Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. ― М.: Изд-во РПЦ МП, 1996. ― С. 265.
[12]См.: Григорий Богослов, свт. Слово 21. // Творения: в 2х томах. Т. 1. ― М: Сибирская Благозвонница, 2010. ― С. 324.
[13]См.: Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по пастырскому богословию. ― М., 2001. ― С. 211-212.
[14]См.: Василий Великий, свт. Симфония по творениям святителя Василия Великого. ― М.: ДАРЪ, 2008. ― С. 290.
[15]См.: Филарет Московский, свт. Письмо 4. // Письма. ― С. 84.
[16]См.: Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе. В 2-х томах. ― СПб: Типография В. Ерофеева, 1893. Т. 2. ― С. 98.
[17]«Читайте из Апокалипсиса главу 2-ю, 3-ю, 7-ю от ст. 9 до конца, главу 19-ю, 20-ю, 21-ю и 22-ю», так как там «открывается блаженство вечнаго живота, и радость, торжество и слава избранных Божиих в будущем веке» (Георгий Затворник Задонский. Письма. ― СПб, 1894. ― С. 78.)
[18]Тихон (Шевкунов), архим. Об искусстве, теологии в вузах, аде и рае. URL:// http://www.pravmir.ru/arximandrit-tixon-shevkunov-ob-iskusstve/ (дата обращения: 14.03.2017).
[19]Ельчанинов Александр, свящ. Записи. ― М.: Русский путь, 2010. ― С. 116.
[20]Антоний Сурожский, митр. Войду в дом Твой. ― М: Сатисъ, 2011. ― С. 33.
[21]См.: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.mres.schedule&hl=ru – для Android, https://itunes.apple.com/app/id390506273 - для Iphone
[22]Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. ― М.: Изд-во РПЦ МП, 1996. ― С. 265.
[23]Чтение Священного Писания с толкованиями святых отцов и других толкователей, чтение святых отцов с выпиской для себя мест, которые впоследствии понадобятся для пастырской деятельности. Затем: чтение церковной истории и житий святых, с выпиской назидательного, а также с собственными размышлениями, чтение богослужебных и истолковательных на богослужение книг, чтение Кормчей книги с выписыванием нужных для священника книг, чтение книг о расколах (по-нашему, сект) (См.: Филарет Московский, свт. Составленное митрополитом Филаретом положение о занятиях и содержании воспитанников, окончивших богословское учение (1830-1834) // Мнения, отзывы и письма по разным вопросам за 1821-1867 гг. / собр. Л. Бродским. ― М: Синодальная Типография, 1905. ― С. 19.)
[24]См.: Духовный Регламент Всепресветлейшаго, Державнейшаго Государя Петра Перваго, императора и самодержца Всероссийскаго. ― М: Синодальная Типография, 1904. ― С. 66-67.
[25]См.: Антоний (Храповицкий), митр. Исповедь. ― Минск: Изд-во Белорусского Экзархата – БПЦ, 2013. ― С. 11
[26]См.: Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. ― Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. ― С. 83.
[27]В магистратуре Сретенской семинарии проводится работа по собранию и изложению учения и советов святых отцов по той или иной страсти.
[28]Преподобные Антоний Великий, Ефрем Сирии, авва Дорофей. Макарий Великий, Иоанн Лествичник, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов. До них можно прочесть наших русских святителей — Иннокентия (Московского), Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Иоанна Кронштадтского (Ельчанинов Александр, свящ. Записи. ― М.: Русский путь, 2010. ― С. 120-121).
[29]Однако необходимо учитывать скудость литературы того времени. См.: Тихон Задонский, свт. Письмо 31. // Творения. Т. 5. ― М., 1875. ― С. 330.
[30]Платон (Левшин), митр. Полное собрание сочинений. Т. 2. ― СПб, 1913. ― С. 473.
[31]См.: Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе. В 2-х томах. ― СПб: Типография В. Ерофеева, 1893. Т. 2. ― С. 125.
[32]«Семь слов» Макария Египетского (См.: Амвросий Оптинский, прп. Симфония по творениям Оптинских старцев в 2х томах. Т. 1. ― М: Даръ, 2009. ― С. 447.).
[33]Святого Ефрема Сирина «О покаянии» (См.: Амвросий Оптинский, прп. Наставления // Преподобные старцы Оптинские: Жития и наставления. ― Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2004. ― С. 242.).
[34]Новый Завет, а особенно послание к Ефесеем и Апокалипсис (См.: Амвросий Оптинский, прп. Наставления // Преподобные старцы Оптинские: Жития и наставления. ― Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2004. ― С. 242.).
[35]См.: Амвросий Оптинский, прп. Чтение // Симфония по творениям Оптинских старцев в 2х томах. Т. 2. ― М: Даръ, 2009. ― С. 575-576.
[36]См.: Варсонофий Оптинский, прп. Чтение // Там же. ― С. 580.
[37]Поучения аввы Дорофея, «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, творения преподобного Ефрема Сирина (См.: Преподобные Макарий, Иосиф, Никон Оптинские), Пролог (См.: Макарий Оптинский, прп. Книги // Симфония по творениям Оптинских старцев в 2х томах. Т. 1. ― М: Даръ, 2009. ― С. 333.), жития святых, творения Феодора Студита, Иоанна Кассиана Римлянина (См.: Никон Оптинский, прп. Книги // Симфония по творениям Оптинских старцев в 2х томах. Т. 1. ― М: Даръ, 2009. ― С. 338.), «Добротолюбие» (См.: Иосиф Оптинский, прп. Чтение // Симфония по творениям Оптинских старцев в 2х томах. Т. 2. ― М: Даръ, 2009. ― С. 579.).
[38]Святители Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, преподобный Иоанн Дамаскин.
[39]Святитель Иоанн Златоуст, преподобные Иоанн Кассиан Римлянин, авва Дорофей, святители Димитрий Ростовский, Тихон Задонский и другие.
[40]Преподобные Макарий Египетский, Иоанн Лествичник, Исаак Сирин, Варсонофий Великий, Симеон Новый Богослов; из русских Отцов: преподобный Нил Сорский, епископ Феофан Затворник и аскеты, упоминаемые в «Добротолюбии» епископа Феофана (См.: Вениамин (Милов), еп. Пастырское богословие с аскетикой. ― М: Изд-во московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. ― С. 231.).
[41]См.: Ельчанинов Александр, свящ. Записи. ― М.: Русский путь, 2010. ― С. 111.
[42]См.:Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. ― Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. ― С.257.
[43]Первый том «Добротолюбия», поучения преподобного Антония Великого, Иоанна Кассиана Римлянина, книга преподобного аввы Дорофея «Душеполезные поучения» (См.: Как современному человеку бороться со страстями // URL: http://www.pravoslavie.ru/91501.html (дата посещения: 19.03.16)).
[44]См.: Как современному человеку бороться со страстями // URL: http://www.pravoslavie.ru/91501.html (дата посещения: 19.03.16).
[45]Феофан Затворник, свт. Творения. Собрание писем. ― Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и изд-ва «Паломник», 1994. Выпуск VII и VIII. ― С. 125.
[46]Например, кто-то из прихожан готовит презентацию и рассказ про житие святителя, кто-то кратко рассказывает о «Шестодневе», кто-то о других творениях, кто-то рассказывает о молитвах, которые составил святитель Василий, обсуждают, а в конце прославляют святого тропарём, молитвой, величанием.
[47]См.: Jустин Сп. Поповиh, архимандрит. Житиjа светих за месец jануар. ― Београд, 1972. ― С. 7-16.
[48]Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский, свт. Записка о детском воспитании // Творения Иннокентия, митрополита Московскаго. Кн. 1. / Собраны Иваном Барсуковым. ― М.: В Синодальной Типографии, 1886. ― С. 295.
[49]Ельчанинов Александр, свящ. Записи. ― М.: Русский путь, 2010. ― С. 112.
[50]Среди них издание проповедей Святейшего Патриарха Кирилла, покойного митрополитов Владимира (Сабодана), Антония (Сурожского), епископа Василия (Родзянко), протоиерея Григория Дьяченко, архимандрита Иоанна (Крестьянкина), протоиерея Димитрия Смирнова, Андрея Ткачёва, Артемия Владимирова и множество других.
[51]Тихон (Шевкунов), архим. Несвятые святые. ― М: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. ― С. 5.
[52]Василий Великий, свт. Творения в 2х томах. Т.2. Аскетические творения. Письма. ― М.: Сибирская Благозвонница, 2009. ― С. 364.
[53]Варсонофий Оптинский, прп. Книги // Симфония по творениям Оптинских старцев в 2х томах. Т. 2. ― М: Даръ, 2009. ― С. 581.
[54]Рожнёва О. О литературе // URL: http://www.pravoslavie.ru/srpska/print62843.htm/ (дата обращения: 17.01.2017).
[55]Варсонофий Оптинский, прп. Книги // Симфония по творениям Оптинских старцев в 2х томах. Т. 2. М: Даръ, 2009. ― С. 581.
[56]Никон Оптинский, прп. Книги // Там же. ― С. 582.