Найти тему
Инна Юлусова/Мери Рич

Чего я боюсь в смерти

Страх Смерти

Решила я себе на днях ответить на вопрос, чего я боюсь в смерти? 

Вы задумывались об этом?

С одной стороны, страх смерти это естественный страх. Это часть инстинкта самосохранения. Благодаря ему мы стараемся не переходить дорогу на красный свет и т.д.

Но бывает так, что страх смерти мешает жить полноценной жизнью. Такой страх смерти отрицает жизнь.

В страхе смерти я боюсь остановки, точки. Смерть для меня окончательная точка. Одно дело расстаться с человеком, но ты знаешь, что он где-то есть живой: ходит, дышит, вы можете еще когда-нибудь встретиться, пусть случайно, но это возможно. Да, ваши отношения изменились. Расставание - маленькая смерть и там такие же этапы проживания потери. Но вы оба продолжаете дышать воздухом одной планеты. 

А когда человек умирает, то словно все обрывается НАВСЕГДА. Нового ничего уже в отношениях с ним не будет. Будущего с этим человеком больше нет.

 

Пугает неподвластность уму вот это исчезновение целой вселенной-человека, что больше нет физического тела. Пустота, там, где был человек. 

Я до сих пор остановки в своём городе, даже целый район, называю именем родных умерших людей, как было при их жизни. 

Знаю, что звучит бредово, но ничего не могу, а, может, и не хочу с этим поделать.

Боюсь ли я смерти?

Мне было пять лет, когда умер родной брат, который родился после меня.

Самым страшным для меня оказалось отрицание моих чувств в связи со смертью брата. Мама решила, что я ничего не понимаю в силу своего возраста (1977 год). Потому со своими детскими переживаниями и фантазиями я осталась тогда в одиночестве.

А одиночество многократно усиливает страх смерти.

Недавно в одной небезизвестной телепередачи мужчина рассказал, как бабушка в пятилетнем возрасте привела его в женскую баню. Женщинам она объявила, чтобы они чувствовали себя при нем свободно, потому что внук в силу возраста ничего не понимает. И когда он бабушке напомнил об этой ситуации на передаче, она была искренне изумлена. А мужчина женат уже пятый раз...

Годы спустя с определенной периодичностью я буду оплакивать смерть брата, закрываясь в своей комнате и записывая свои переживания в личный дневник.

Когда я выйду замуж, то у меня возникнет сильный страх перед беременностью. Я буду всячески ей сопротивляться. Но никак не связывать это с маминой потерей ребенка. С того времени рождение ребенка в моей голове напрочь оказалось связано с утратой и горем.

Когда я пошла обучаться на психолога, то эта травма начала довольно быстро распаковываться.

Еще З. Фрейд писал о том, что старшие дети неосознанно несут вину за смерть младших. Потому что они ревнуют родителей к своим позже них родившимся братьям и сестрам, а значит, они их не хотят. В тайне или открыто, неважно. 

И тут брат/сестра умирает, подтверждая твою виновность в его/ее смерти. Ты меня не хотел? Вот я и умер из-за тебя! У детей магическое мышление и если что-то происходит, то это по их вине. Сам Фрейд винился из-за смерти своего восьмимесячного брата.

Немного фактов:

Есть группы людей, которые особенно подвержены страху смерти:

1. Люди со слабым типом нервной системы, впечатлительные люди;

2. Люди с низкой самооценкой;

3. Творческие натуры;

4. Гиперотвественные личности;

5. Люди, которые привыкли все контролировать;

6. Известные люди, которые боятся исчезнуть из этого мира и о них никто не вспомнит;

7. Родители маленьких или не сильно самостоятельных детей, детей с особенностями развития;

8. Люди, которые боятся физических страданий, приводящих к смерти;

9. Люди, отличающиеся тревожностью, возбудимостью;

10. Люди, склонные к рефлексии.

Страх смерти можно связать со страхом потерять контроль, со страхом неуспеть реализоваться в жизни, с необходимостью в сепарации, со страхом старости, гиперопекой, отсутствием смысла жизни.

Смерть это перемены, трансформация. Часто люди не могут начать что-то новое (проект, отношения...), потому что не отгоревали старое. Надо отстрадать. Развод, уход с работы, потеря близкого, болезнь...- возможность научиться завершать отношения, процессы. Для этого самому, в метафорическом смысле, надо умереть для старого и заново родиться для нового.

Была ли статья для вас полезна? Как вы относитесь к смерти? Что пугает вас в ней? В состоянии вы говорить о ней или вам настолько страшно, что это невозможно?

Инна Юлусова

#пишукаждыйдень #страхсмерти